Сибирские огни, 1926, № 4
Легендарный Ойрат-Хан. (Из истории туземных движении на Алтае)*). I Н. Бакай. В конце мая 1904 года вблизи границы с Монголией, недалеко от Бийска, в селе Онгудай можно было наблюдать чрезвычайное оживление среди кал мыков. Необычайный приезд их в село невольно бросался в глаза» каждому. Торговля в э ти дни была вдесятеро больше против обыкновенного времени. По улицам всюду р а з ’езжали верхом на лошадях калмыки в своих националь ных шубах и калмыцких барашковых шапках с распущенными назад в два конца желтыми или синими лентами. Это было ежедневно с раннего утра до за ка т а солнца с 18 по 23 мая. Все это время- немногочисленные лавки Онгудая были заняты покупателями-калмыками: они спрашивали порох, чай, мате рию желтого и синего цвета, щелка и нитки этих цветов. З а эти дни, обык новенно пустынный, Онгудай представлял азиатскую ярмарку. Небывалая в это время года за наличные деньги закупка товаров калмыками удивляла местных торговцев, тем более, что богатые калмыки щедро давали свои деньги бедным на покупку товаров. В воскресенье, 23 мая, около 12 часов дня, калмыки как-то таинствен но исчезли все. Онгудай сразу опустел, точно театр после большого предста вления. Явление это показалось всем довольно загадочным, а тут следом появились слухи, что калмыки не покажутся больше в Онгудае, что между калмыками таится нечто таинственное, тщательно скрываемое от русских и новокрещенных жителей Алтая. Ходили слухи, что калмыки всех чтимых ими до сего времени идолов презрительно сожгли на кострах, сожгли также все висевшие на шеочтах остатки жертвоприношений, т. е. конские и коровьи кожи, и чтобы очистить места своих кочевок перенесли юрты на свежую траву. Говорили, что в домах остаются у них только женщины и дети, а мужчины все идут куда-то на сбор, что скоро предстоит восстановление кал мыцкого государства. Этот слух, как набатный звон, разнесся по всему Он- гудаю и окрестным деревням, жители которых начали тревожиться и спе шить в Онгудай з а р а з ’яснениями. Возникли еще более тревожные слухи: в центре Алтая, среди языческого населения, уже целый месяц происходит какое-то движение. Стало известно, что откуда-то появились у калмыков живые боги, повелевающие им сбывать скорее с рук русские деньги, переме- *) Сведения извлечены из материалов Томского Архбюро. Дело № 44. 1904 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2