Сибирские огни, 1926, № 4
ния) и заложило основу антантовской комбинации. Наконец, соответствен ное усиление Японии в Китае, в сущности, создавало там вторую Россию с той только разницей, что Япония представляла значительно более ре альную угрозу и энергичного конкурента—с точки зрения той политики «открытых дверей», ради которой Америка вмешалась в решение Манч журского вопроса в 1903 г.1). Русско японские переговоры в Портсмуте, предложенные и дирижи- руемые Америкой именно в тот момент и в том направлении, чтобы о с т а вить на Востоке Россию и Японию во взаимном противовесе и тесном сухопутном соприкосновении, повели к разделу между ними о. Сахалина и Манчжурии: они сохранили за Россией Китайскую Восточную ж.-дорож- ную магистраль с узкой полосой отчуждения и лишь небольшой отро сток южно-манчжурской ветви от Харбина до ст. Куанченцзы, отходив шей в остальной своей части к Японии. Этим определились, естественно, и сферы влияния обеих держав. Многообещающая и богатая Южная, с мощными Фушунскими каменноугольными копями и прекрасным коммерче ским портом в г. Дальнем, отдавала в руки Японии ключ ко всей Манч журии и чрезвычайно усиливала шансы Японии r Китае вообще. России доставалась Северная Манчжурия с железнодорожной линией, в любой точк е открытой нападению и перерыву, требующей ежегодных миллион ных приплат по эксплоатации, содержания многочисленной охраной стра жи и расходов по гражданскому управлению полосой, в которой ряд пунк тов (Харбин и др.) к тому же «открывался» Китаем для свободной тор говли и проживания иностранцев, до самого 1914 г. считавших себя экстер риториальными и решительно отказывавшихся участвовать в расходах по управлению.2) Отношения с Японией, определившиеся, правда, рядом соглашений 1907 г. в сторону формальной дружбы, все же не позволяли на первых порах закрывать глаза на фактическое бессилие России оказать малей шее сопротивление в случае разрыва.8) Русского флота, можно сказать , на Д. Востоке не оставалось вовсе («тихие силы»), в кредитах на содер жание тех сухопутных частей, которые были сформированы во время вой ны (ок. 130 тыс. чел.), приходилось отказывать в виду выяснившегося на 1907 год 40 50 миллионов дефицита (одна отмена выкупных платежей— 35 милл. р.), положение Владивостока, оставшегося единственным выхо дом из Восточной Сибири в океан, оказывалось совершенно необеспечен ным—тем более, что и формально Китайская Восточная ж д. могла быть использована, по мирному договору, только в коммерческих целях.4) Так J) Вопрос о «международно-финансовых отношениях России» и ион'юнктуре, свя занной с русско-японской войной, рассматривается мною в особом исследовании вы ше цитир. 2) Текст Портсмутского договора см. в „ (б . дог. и док. по делам Д. Востока", С 741 и сл.—„Открытие*1Харбина и др. пунктов в Манчжурии для иностранцев обу словлено было в Японо-Китайском договоре 9(22 1 декабря 1905 г. дополнительное соглашение к нему, статья 1—там же стр. 75fi).—Соглашение между Россией и Ан глией о подчинении английских подданных русским порядкам и повинностью в поло се отчуждения КВ ж. д , выработанное 17(30) апреля 1914 г.. последовало 20 ноября {9 декабря) 1914 года (см. Изв. М-ва Ин. Дел. 1915 г.. кн. 1! с. 1-10); аналогичное со глашение с Францией состоялось 30 января (12 февраля) 1914 г. (см. там же, 1914 г. кн. 111, с. 39-4U. Трактат о торговле и мореплавании, 15(28) июля 1907 года. Рыболовная конвенция 15(28) июля 1907 года, политическое соглашение 17(30) июля 1907 г.— опубликованы М-вом Ин. Дел отдельными книгами 4) См., напр., два письма м-ра финансов председателю совета министров о 6 сентяаря и 11 ноября 1906 года г. (опубликованы мною в сб. „Русские финансы и Европейская биржа в 1904—1906 г.г.‘- изд. Центроархива).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2