Сибирские огни, 1926, № 4
Если принять во внимание, что русский торговый оборот сосредо точивался для этого времени в Кяхте и шел преимущественно по сухо путной русско-китайской границе, то можно сказать , что «собственно Китай» (China proper , т. е. 19 провинций застенного Китая) являлся почти целиком «сферой влияния» английского (в слабом сопутствии амери канского) капитала. Таким образом, вся дальнейшая история как экономиче ского, так и физического раздела китайской империи в целом, должна была проходить под знаком относительно убывающего значения фактической монополии Англии, с 1860 г., после второй войны (1858 60 г.г.), получив шей свое знаменательное выражение в том, что во главе ведомства ки тайских морских таможен, в качестве его директора, стоял англичанин Роберт Харт—положение, в 1898 г. формально закрепленное договором на срок, пока английская торговля в Китае будет превосходить торговлю любой державы, в отдельности взятой. Начатый самою Англией военный натиск на Китай открыл во второй половине XIX ст. ряд покушений на отдаленные от центра империи области со стороны других держав: Рос сии—на Амурскую (1858) и Приморскую (1860), Франции—на Кохинхину и Камбодж (1862) и Аннам (1874), Японии—на о.о. Риу-Киу (1879), са мой Англии—на Бирму (1886) и Сикким (1890),—покушений, пока не влекших за собою прямых столкновений между покусителями*). К 90-м годам пункт короткого замыкания империалистических про водников на китайской территории ясно обозначился в Корее, королев стве, находившемся издавна в вассальной зависимости от Китая, который, однако, во избежание столкновений с Японией, предоставит этой послед ней заключить с Кореей непосредственный договор, как с независимой державой (1876), затем также точно устранился от всяких переговоров с Англией, Америкой, Францией и Германией, когда они добивались откры тия Кореи для торговли (1879), и, наконец, заключил с Японией соглаше ние (1885) об обоюдном отказе вводить в Корею войска без взаимного предупреждения. Уже в это время Россия, при заключении договора с Кореей (1884), натолкнулась на угрожающее сопротивление Англии про тив попытки обеспечить себе там преимущественное положение, но, по скольку тогда вопрос решался бы соотношением морских сил, депо огра ничилось глухим столкновением. В таких условиях план транзитной железно-дорожной линии от Москвы до Владивостока резко менял соотношение сил на Дальнем Во стоке, открывая России возможность внести в игру там уже не только местные свои войска, поневоле ограниченные каким-нибудь десятком ты сяч штыков и оторванные от питающих центров, а любую силу из обще имперской своей армии, и оперировать там ни с чем несообразными мас сами. Царская Россия, грузно ползущая в течение всего XIX ст. по сплош ной суше Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, в последний раз при остановленная на Ближнем в 1878 г., в Средней Азии приостановившаяся в 1885 г.,— на Дальнем Востоке теперь, казалось, устремлялась в неудер жимом движении рекордной скорости: средняя быстрота постройки Си бирского пути превышала все прецеденты, давая на круг по 587 верст в год, и достигнув в 1895 г. 1.254 верст**). Ни Англия, ни тем более Аме рика, не располагавшие ни у себя, ни тем более на территории крайней Азии сколько-нибудь серьезными сухопутными силами, не могли бы о к а *) Овладев Приморской областью. Россия продала Америке Аляску (1867) за 14,32 милл. руб.) и уступила Японии Курильские о.о.. считавшиеся последней исконно японскими, в обмен на южную половину Сахалина (1875). * * ) Э. Д. Гримм. Китайский вопрос в 1895-1914 г.г. («Новый Восток», №6. с. 50 )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2