Сибирские огни, 1926, № 4
востоком должен последовать в ее пользу». Сибирская железная дорога официально провозглашалась «мировым событием», «которыми начинаются новые эпохи в истории народов, и которые нередко вызывают коренной переворот установившихся экономических соотношений между государ ствами», и рассматривалась, как орудие такого усиления русского воен ного флота в Тихом океане, которое даст России «господство над всем международным коммерческим движением в тихоокеанских водах». Другой вопрос, —что этот пышно изложенный в докладе тогдашнего министра финансов Витте план составлялся под прямым впечатлением- жестокого голода, сжавшего в свои тиски Европейскую Россию в 1891 г. с беспримерною силой, а выполнение его возлагалось в течение ближай ших лет на плечи того самого русского крестьянства, которому прокла дывался теперь ускоренный путь бегства от голода и безземелья в беспо местную, далеко незаселенную Сибирь. Рассчитанный на революционизи рующее действие в сложившемся сочетании мировых экономических сил,— план этот неизбежно приобретал одновременно такое же значение в р а з витии классовых отношений внутри страны , чувствительнейшим образом смыкавшейся теперь железной дорогой, как приводным ремнем, с миро вым империалистическим механизмом на Дальнем Востоке. Основной внешний факт этого начинавшегося железнодорожною периода дальне восточных отношений России—русско японская война 1904-1905 г.г.— был бы немыслим, как о сно вой , для России проселочных дорог и почто вых трактов точно также, как вне этой войны, развязавшей силы рус ской революции, немыслима история старой России, какою она сложи лась в последнее свое десятилетие. И все та же железная подрывная нить, давшая взрыв на манчжурских полях в 1904 г. и косвенно содей ствовавшая взедению России в строй антантовских сил в 1906 г., про должает играть кардинальнейшую роль в дальневосточной политике и Союза ССР, физически внедряя его трансманчжурским своим, отрезком в тыл самой боевой из всех подсобных «империалистах» группировок в Китае—Мукденской. При всей давности русских (с XVII в.) и европейских (с XVI в.) торговых сношений с Китаем, собственно «открытие» Китая для иностран ного капитала, в современном нам смысле этого слова, падает на 1842-44 г.г., когда в результате первой англо-китайской войны «из-за опиума» (1839-42), Китай вынужден был «открыть» для европейской тор говли 5 портов, установить однообразную 5% пошлину (с цены товара) и признать экстерриториальность англичан (затем американцев и фран цузов, 1844 г.), в 844 г. европейский торговый оборот с Китаем выра жался в следующих цифрах *): ввезено в Китай на: . 19.253.182 долл. 7.861.100 2.445.870 1.1«0.744 652.974 118.776 60.517 51.990 18.234 5.743 Англичанами. Русскими . . Американцами Голландцами. Португальцами Французами . Бельгийцами . . Датчанами . . . Шведами Немцами . . . вывезено из Китая на: 20 177.221 долл. 7.803.900 6.686.171 1.025.744 108.727 9.002 453.688 122.888 *) См. «Статистические сведения о торговле России с Китаем», в Трудах Статистического Отделения Департамента Таможенных Сборов, СПБ., 1909 г., стр. 21.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2