Сибирские огни, 1926, № 4
Основные моменты в русской поли тике на Д. Востоке в 1892-1925 г.г 6. Романов. Настоящий сжатый очерк имеет целью собрать и поставить в исто рическую перспективу основные факты русской политики на Дальнем Востоке конца XIX XX столетий —в связи с общей международной обста новкой, в которой она проводилась правительством царской России до последнего дня существования империи. Цепь э тих фактов становится непрерывной и компактной, смена и последовательность их— стремитель ной и непредотвратимой, с того момента, когда давние поползновения перевести громадные сибирские пространства на железнодорожную связь с центральной Россией облеклись в 1892 г. в форму официально утвер жденного, детально разработанного как в техническом, так , главное, и в финансовом отношении, плана постройки «великого» Сибирского железно дорожного пути до Владивостока, по протяженности (более 7 тысяч верст) бившего мировой рекорд *). В такой форме план э тот рассчитан был уже не на простое расширение базы внутреннего железнодорожного обраще ния или, тем более, на коммерчески выгодное прерывистое соединение отдельных торговых пунктов в Сибири, как то было в 80-х годах, а при обретал, казалось, мировое значение. На острии железной линии Россия вводилась в сферу международного экономического и политического соперничества в Тихом океане, в надежде на то, что обусловленный этой линией «переворот в направлении сообщений между Европой и азиатским *) Всеподданнейшая докладная записка управляющего министерством финансов Витте от fi ноября 1892 г. «О способах сооружения великого Сибирского железно дорожного пути и о назначении совещания для обсуждения сего дела» датирует офи циальное начало дела постройки сплошного железнодорожного пути Москва—Влади восток. т.-е. Атлантический берег Европы—Тихоокеанский берег Азии. Решающим в деловой постановке вопроса о постройке явилось предложение Витте обратить на это дело сумму в 82 с лишним миллиона руб. кредитными билетами, выпущенными по военным обстоятельствам еще в 1881 г., переданными гос. казначейством Государ. банку в уплату долга и подлежавшими уничтожению. В дальнейшем, однако, расходы по постройке покрывались не из этого фонда, а за счет «свободной наличности» государ. казначейства, образовывавшейся и поддерживавшейся в бюджетной прак тике Витте за счет займов. Всего на постройку линии Челябинск—Владивосток к 1902 г. (год открытия движения по всей линии) израсходовано было 758.SW5.907 руб. Общее руководство постройкой возложено было на «Комитет Сибирской жел. дор.», учрежденный 18 января 1893 г. под председательством (тогда наследника) Николая )1. Фактически вел все дело постройки Витте.—См. В и т т е «Воспомин.» 111, стр. 355 и сл., а также наше исследование: «Лихунчангский фонд» (исторический журнал «Борьба классов», № 1-2, Л., 1924 г.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2