Сибирские огни, 1926, № 4
ческого оппортунизма и парламентского кретинизма, которая дана была в свое время Бакуниным, оказалась во многих отношениях прозорливой и сви детельствует о его глубоком революционном чутье. Пусть он смешивал марк систский коммунизм с социал-демократическим соглашательством, пусть он подходил к обоим с одинаковой меркой и с одинаковой враждой,—об этом можно пожалеть, потому что это смешение повредило больше всего самому Бакунину; но девять десятых того, что он предсказывал социал-демократии, она оправдала своими изменами пролетариату, и в лице действительных марксистов она имеет врага не Менее ожесточенного, чем Бакунин. Бакунин проповедывал полный разрыв, материальный и психологиче ский с буржуазным миром. Он, как никто, возвеличил тип профессионального революционера, которого он сам был законченным образчиком. От такого ре волюционера Бакунин требовал, чтобы он душою и телом предался делу тру дящихся масс, чтобы он расторг все узы интереса, славы, личных привязан ностей, родства и дружбы, которые связывали его со старым миром, обречен ным на гибель, чтобы он об’явил этому миру вечную, неумолимую войну не на жизнь, а на смерть, чтобы он не знал другой мысли, другой страсти, кроме социальной революции, которая не оставит камня на камне в этом подлежа щем радикальному уничтожению прогнившем буржуазном обществе. И сам он, выходец и з привилегированной среды, из семьи богатых русских поме щиков, поступил согласно своему правилу, отказался материально и идейно от старого мира и отдал все свои силы, всю свою жизнь делу подготовления социальной мировой революции, призванной освободить и, как он выражался, очеловечить человечество. Бакунин был один из первых, указавших на значение союза пролета риата и крестьянства в интересах социальной революции. Разглядеть эту сто рону вопроса ему легче было потому, что, будучи сам сыном экономически отсталой страны с преобладанием крестьянства и слабым развитием пролета риата, он преимущественно интересовался движением в таких же отсталых странах, например, Италии, Испании, с социалистами которых он имел наи- больше связей. Он даже готов был преувеличивать роль крестьянства и пре уменьшать в этом отношении роль рабочего класса. Но в общем его взгляд был верен и плодотворен, полностью оправдавшись на примере нашей ре волюции. Наконец, до Бакунина никто из русских революционеров не ставил и не разрешал так радикально национального вопроса, как это сделал он. Этот вопрос, с которым он столкнулся с первых шагов своей политической дея тельности, Бакунин всегда решал с точки зрения признания за каждым на родом, независимо от его размеров и уровня развития, права на полное само определение, ничем не ограниченное, кроме добровольного усмотрения самого заинтересованного народа, точнее его трудящихся масс. Это радикальное ре шение пугало даже многих крайних демократов, как Герцена—с одной сто роны, польских революционеров—с другой. И в этом пункте Бакунин также явился пророком, предсказав в частности распад империй царей, с отделением от нее ряда насильственно присоединенных национальностей и с воссозда нием .другими вольной федерации республик на основе свободного соглашения освобожденных рабочих и крестьянских масс. Но еще важнее была не теория, а практика Бакунина. Здесь заслуги его еще более широки и бесспорны. Опять-таки и в практической деятельно сти Бакунина было не мало промахов. Известны его неудачные попытки в роде нечаевского дела, лионского (в 1870 г.) и т. п. Известен, наконец, его глав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2