Сибирские огни, 1926, № 4
был человеком не только слова, но и дела и не мог останавливать дороге. Он, старый боец за польскую свободу, считавший, что русский на род не может сам освободиться до тех пор, пока будет угнетать Польшу, он, готовый приветствовать всякий активный протест против ненавистного ца- рйЬма, он, веривший, наконец, что из польского восстания может вытечь восстание подавленных русских крестьян и солдат под знаменем «Земли и Воли», ринулся, очертя голову, в польское восстание. Едва вырвавшись из Сибири, куда он попал после долголетнего заключения в крепостях, Баку нин, вечно юный, несмотря на свой преклонный возраст, двинулся в Швецию, чтобы оттуда пробраться в Литву и попытаться поднять там русское народ ное восстание, мужицко-солдатский бунт против самодержавия и дворянства. И опять-таки не вина Бакунина, если э то т героический замысел- ему не удался. То, что он увидел во время польского восстания, поселило в душе его разочарование в национально-демократических движениях. Он на время ото шел в сторону, а затем, под влиянием Маркса, решил впредь принимать уча стие только в социалистическом движении. Он даже заявил в 1864 г. о своей готовности примкнуть к незадолго до этого образовавшемуся Интернацио налу, но, не успев совлечь с себя сразу ветхого Адама, выполнил это намере ние только через четыре года. А за это время он создал в Италии тайное об щество с анархической программой (Альянс или Интернациональное Брат ство), а в 1867 г. примкнул к Лиге Мира и Свободы, этой мещанской паро дии на Интернационал, и пытался в течение года склонить входивших в ее состав буржуазных демократов к идеям анархического социализма. В Интернационал Бакунин вступил летом 1868 г. Но он пришел туда не в качестве скромного рядового работника, а в качестве человека, имею» щего свой взгляд на задачи и методы рабочего движения и располагающего тайной организацией единомышленников, готовых ока зать ему содействие в деле направления движения на новый путь. Отвергая методы коммунизма, в особенности захват политической власти рабочим классом и установление диктатуры пролетариата для проведения социалистического строительства^ Бакунин рекомендовал восстание городов и деревень, провозглашающее с первого же шага расторжение всех общественных уз, отмену государства и всех его учреждений, полное разнуздание анархии, из которой путем добро вольного сговора снизу вверх создается новое свободное общество, абсолют но лишенное всяких следов власти. Ясно, что революция по такому рецепту заранее была обречена на поражение. Естественно, что в рядах Интернационала началась борьба противопо ложных тенденций, приведшая к распадению первого межд\народного об’- единения трудящихся. Бакунин оказался отцом современного анархизма во всех его разновидностях (анархо-коммунизма, анархо-синдикализма и пр.). С этой стороны он сыграл в истории рабочего движения отрицательную роль. И если все же мы чествуем его память, то потому, что, кроме указанных от рицательных черт его деятельности, в нем было много положительного, мно го такого, что оставило свой след в истории социализма и до сих поп вызы вает уважение к этому выдающемуся революционеру. Правда, в области теории Бакунин, пытавшийся создать синтез между пролетарским учением Маркса и мелкобуржуазным учением Прудона, оказы вается во многих пунктах слабоватым. Но даже здесь у него имеются некото рые плюсы, приобретающие особенное значенне в наше время расцвета со циалистического соглашательства. Беспощадная критика спциал-^емпкрати-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2