Сибирские огни, 1926, № 4

был человеком не только слова, но и дела и не мог останавливать дороге. Он, старый боец за польскую свободу, считавший, что русский на­ род не может сам освободиться до тех пор, пока будет угнетать Польшу, он, готовый приветствовать всякий активный протест против ненавистного ца- рйЬма, он, веривший, наконец, что из польского восстания может вытечь восстание подавленных русских крестьян и солдат под знаменем «Земли и Воли», ринулся, очертя голову, в польское восстание. Едва вырвавшись из Сибири, куда он попал после долголетнего заключения в крепостях, Баку­ нин, вечно юный, несмотря на свой преклонный возраст, двинулся в Швецию, чтобы оттуда пробраться в Литву и попытаться поднять там русское народ­ ное восстание, мужицко-солдатский бунт против самодержавия и дворянства. И опять-таки не вина Бакунина, если э то т героический замысел- ему не удался. То, что он увидел во время польского восстания, поселило в душе его разочарование в национально-демократических движениях. Он на время ото­ шел в сторону, а затем, под влиянием Маркса, решил впредь принимать уча­ стие только в социалистическом движении. Он даже заявил в 1864 г. о своей готовности примкнуть к незадолго до этого образовавшемуся Интернацио­ налу, но, не успев совлечь с себя сразу ветхого Адама, выполнил это намере­ ние только через четыре года. А за это время он создал в Италии тайное об­ щество с анархической программой (Альянс или Интернациональное Брат ­ ство), а в 1867 г. примкнул к Лиге Мира и Свободы, этой мещанской паро­ дии на Интернационал, и пытался в течение года склонить входивших в ее состав буржуазных демократов к идеям анархического социализма. В Интернационал Бакунин вступил летом 1868 г. Но он пришел туда не в качестве скромного рядового работника, а в качестве человека, имею» щего свой взгляд на задачи и методы рабочего движения и располагающего тайной организацией единомышленников, готовых ока зать ему содействие в деле направления движения на новый путь. Отвергая методы коммунизма, в особенности захват политической власти рабочим классом и установление диктатуры пролетариата для проведения социалистического строительства^ Бакунин рекомендовал восстание городов и деревень, провозглашающее с первого же шага расторжение всех общественных уз, отмену государства и всех его учреждений, полное разнуздание анархии, из которой путем добро­ вольного сговора снизу вверх создается новое свободное общество, абсолют­ но лишенное всяких следов власти. Ясно, что революция по такому рецепту заранее была обречена на поражение. Естественно, что в рядах Интернационала началась борьба противопо­ ложных тенденций, приведшая к распадению первого межд\народного об’- единения трудящихся. Бакунин оказался отцом современного анархизма во всех его разновидностях (анархо-коммунизма, анархо-синдикализма и пр.). С этой стороны он сыграл в истории рабочего движения отрицательную роль. И если все же мы чествуем его память, то потому, что, кроме указанных от ­ рицательных черт его деятельности, в нем было много положительного, мно­ го такого, что оставило свой след в истории социализма и до сих поп вызы­ вает уважение к этому выдающемуся революционеру. Правда, в области теории Бакунин, пытавшийся создать синтез между пролетарским учением Маркса и мелкобуржуазным учением Прудона, оказы­ вается во многих пунктах слабоватым. Но даже здесь у него имеются некото­ рые плюсы, приобретающие особенное значенне в наше время расцвета со­ циалистического соглашательства. Беспощадная критика спциал-^емпкрати-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2