Сибирские огни, 1926, № 3

В следующем году— 1605 г., Постник Вельский, и з Кетского острога, сообщая Писемскому в Томск1), что в июле месяце в Кетский острог пришла «Могулина мужика, Майгина, жена Кинопсу, и ск азал а з а собой вести», и о т нее он узнал, что Могуля (ее муж), Мстря и Питка с кетскими людьми з а ­ мышляют нападение на кетский острог. Вельский приказал схватить их и «раздавал по приставам и по три дня их расспрашивал всякими мерами и пы­ тал», и они признались в том, что зимой к ним присылали «Томский князец Басандай да киргизский князец Номчи чулымского князца Логу» и велели, чтобы они над кетским острогом «промышлять всяким промыслом, огнем за- жигати» и всех русских убить, а Басандай бы, Номча и Логу напали бы на г. Томск «в деловую пору, к ак люди разойдутця на пашни, на рыбную ловлю». План был разрушен благодаря предательству жены Могуля. В это время Ба­ сандай приобретает с князцем чулымским Логу непримиримого врага рус­ ских— князя Номчу, который, намереваясь принять подданство, послал к том­ ским воеводам свою жену. Томские же воеводы, соблазнившись собольей шуб­ кой, ограбили ее. К 1608 году относятся последние сведения о Басандае в любопытнейшем а к т е 2). Томский воевода Василий Волынский писал царю Василию Ивановичу, что при голове Матвее Ржевском в 1607 г. в Томске «учинилася бесовская болезнь над служивыми и надо многими людьми и над женками» и что удалось ему выяснить причину ее, а именно: «татарин Иванка Новокрещен ходит по татарским юртам ворожить, в бубен бьет и шайтанов призывает», и когда схватили этого Иванку Новокрещенного, то он «у пытки ск азал и во всем повинился», что «велели-де ему на служивых людей напускать шейтанов» чу­ лымский князь Логу и Басандай. И когда после этого «признания» схватили Логу, пытали его, то и он подтвердил т о же самое и признался «с пытки и в расспросе сказал,что он с Чулымских волостей к нему, к Новокрещену Иваш ке, многих шейтанов присылал и и з Кузнецка многих шейтанов присылали ж», а потом их Ивашка на русских напускал с тем, чтобы, когда он шейтанов на­ пустит «для болезни» и «в т е было поры приступать к Томскому городу и к острогу Кузнецким и Чулымским и Томскому Басандаю весною, к ак станет лист разметыватца». И за э то все царь Василий Иванович велит воеводе Ва­ силию Волынскому посадить в тюрьму Басандая, Логу и других участников. Воевода, «сыскав тех воров, которые своровали и велели шейтанов на рус­ ских людей напущати», посадил их в тюрьму. Это последнее сведение, которое можно найти в а к т а х о Басандае. Ве­ роятно, в эти годы он и погиб. О герое предания Ушае мне не удалось найти каких-либо исторических сведений, за исключением подтверждения в легенде, записанной Я. Андре­ евым и упомянутой выше. Во всяком случае, некоторые авторы называют р. Ушайку, протекающую через г. Томск и впадающую в р. Томь,— р. Ушай. Например, Миллер3) пишет: «По сему нижнему посаду (г. Томска) течет р. Ушай, ко тор ая в Тому впадает». Впоследствии р. Ушай была переделана русскими в р. Ушайка, которая и до сих пор попрежнему стремит волны к своей Томи. >) «Русская историч. библиотека» т. 2. № 161. 3) «Рус. историч. библиотека», т. 2, № 181. 3) Миллер—ibid. Чугунов—«Материалы по антроп. Сибири. Древние кладбища г. Томска*. Томск, 1905 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2