Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
ских. Те и другие живут в постоянном об щении с бурятами. Их язык, как заметил еще Кастрен (о нерчинских тунгусах), в значительной мере бурятизирован (см. его Reiseberichte und Briefe aus den Jahren 1845-49. Спб. 1856. Стр. 465). Суждения об языке этих «самых южных из север ных» тунгусов не надо распространять на тунгусский язык в целом. Кроме того. Широкогоров напрасно умалчивает об од ном чрезвычайно веском аргументе Шмид та в пользу родства языков тунгусского и монгольского. Шмидт пишет, что «мон гольские» слова в языке ольчей «характе ризуются примитивным значением»- они означают части тела, употребительнейшие прилагательные, сло^а обычные и т. д. (см. нашу рецензию в «Сиб Огнях» за 1925 г.). Трудно подумать, что такого рода слова тунгусы заимствовали у бурят или наоборот. Е. Титов. П. П. Хороших— «Задачи изучения и зо бразительного искусства бурят». Верхнеу- динск. 1925 г. Отдельный оттиск из жур нала «Жизнь Бурятии» № 6. Работой П. П. Хороших Бурят-Монголь- ское научное общество им. Д. Банзарова положило начало печатанию своих трудов. Изобразительное искусство бурят изу чено мало. Оно еще ждет своего исследо вателя; между тем, как интерес к нему на чал уже проявляться. И потому попытку П. П. Х ороших—осветить задачи этого ис кусства—нужно признать своевременной и удачной. В своей работе автор ставит себе три задачи: 1) подвести итоги всему сделан ному до сих пор в этой области, 2) ука зать на те стороны изобразительного ис кусства бурят, которые еще совершенно не затронуты исследователями и самое главное—3) пробудить интерес к изучению бурятского искусства у рядовых работни- ков-краеведов Бурятии. Следуя своей задаче, автор сообщает о том, как шло накопление материала по изобразительному искусству бурят, и дает обзор-сводку литературы по этому вопро су. Судя по книге, у автора самого точно также имеются собственные коллекции образцов бурятского художества, относя щиеся, главным образом, к острову Оль- хону. Он собирал эти образцы в 1921-23 г. по поручению иркутского Научного музея. Помимо острова Ольхона. автором был собран материал по религиозным воззре- ниям и фольклору бурят, а также и бу рятские детские рисунки. » Собранное автором было выставлено в Иркутске на «выставке по изобразитель ному искусству монголо-бурят», а затем экспонировались совместно с собраниями проф. Б. Э. Петри и А. Н. Турунова на Всесоюзной сельско-хозяйственной выстав ке в 1923 г. в Москве. З а последнее время вообще туземное искусство, как это мы уже упомянули вна чале, начинает привлекать все большее внимание. Оно стало даже проникать в художественную промышленность. Напрй- мер, единственный в Сибири омский Худо жественно-Промышленный техникум поль зуется для своих изделий мотивами ту земного орнамента; сибирские же мотивы все чаще и чаще встречаются в живопис ном отделении техникума, что достаточно ясно показала Всесибирская художествен ная выставка, происходившая недавно в Иркутске. Как сообщает автор, изучением бурят ского искусства (со стороны бытовой и историко-художественной) занялись неко торые сибирские художники. Д. А Болды- рев-Казаринов, например, ведет обработку орнамента ольхонских бурят (из собраний автора). Им же туземное искусство (бурят ское) изучается в связи с искусством рус ского старожилого населения Восточной Сибири. Другой иркутский художник И. К. Померанцев из поездки на остров Ольхон, по поручению иркутского Научного музея, вывез интересные картины, отражающие быт и искусство бурят. Художник И. П Сверкунов (забайкалец) делал начинания в области буддийского искусства. Автор отмечает, что наиболее всего изучалось изобразительное искусство се верных бурят (верхолеяских, ольхонских и кудинских) и частично подвергалось изучению боханское искусство. 1аким об разом, есть много местностей, совершенно незатронутых изучением. И автор, тут же перечисляя эти местности, указывает, на что обратить внимание при изучении ис кусства э-рих местностей. Упоминается им также о необходимости изучения искусства бурят, эмигрировавших в конце X IX века и во время гражданской войны в Халху. В настоящий момент иркутский Науч ный музей и В.-Сибирский Отдел Русского Географического О-ва вновь приступают к продолжению сборов материала по искус ству. Этот же вопрос поднимается и перед Бурят-Монгольской Автономной Респу бликой. «Народное искусство бурят,—говорит автор,--способствует изучению многих сторон их жизни и быта. Изобразительное искусство дает возможность уяснить про шлое бурятской народности, установить связь бурятского искусства с искусством китайским, тибетским, монгольским и др., проследить ряд наслоений в искусстве, на конец, изучение искусства бурят может дать богатый материал для изучения ис кусства вообще». «Надо спешить с сохранением памятни ков искусства,—добавляет _автор,—так как они быстро исчезают».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2