Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
части С С С Р , при чем этот север автор рассматривает, как область, во всех отно шениях неразрывно и тесно связанную с остальной страной. Что касается Сибирско го севера, то автор в своей работе оста навливается на значении Северо-морского пути, как необходимейшего условия для развития производительных сил страны. Тут же автор доказывает возможность на вигации по водам Сибирского севера, для чего следует более детально их изучить. В следующей своей короткой статье — «Данные об острове Врангеля» Ю. М. Ш о кальский выясняет спорный вопрос о пра вах владения этим островом, оспариваемых англичанами у СС С Р . На основании различных историчоских справок, а также и ссылок на английские издания карт и книг, Ю. М. Шокальский доказывает, что остров Врангеля, несомнен но, всеми признан за русскую землю, и по пытка англичан, в лице Стефансона, при соединить его к британским владениям не имеет под собою почвы. В порядке чередования статей остано вимся теперь на работе П. К. Козлова— «Монгольский заповедник Богдо-ула». Богдо-ула—это священная гора у монго лов, находящаяся около г. Урги. На этой горе запрещено рубить лес и истреблять зверей. Само запрещение произошло не так давно, как указывает автор, - около 1700 г. после начала нашей эры, почита ние же горы идет со времени Чингис-хана (Темучина). Относительно начала почита ния у монголов существует легенда, запи санная в «Юань-уао-ми-ши», т. е. секрет ной истории монгольских династий, в свое время изданной российской духовной мис сией в Пекине. В кратких чертах легенда эта рассказы вает, что однажды толпа всадников из ро да Мерки, мстившая Темучину (Чингис-ха- ну), направилась к его юрте, чтобы убить его. Темучин, предупрежденный, скрылся на горе Бурхань. Мерки же. преследуя, встретив на пути топкие болота и непро ходимую чащу, не нашли дороги в гору. «И вот, в благодарность горе, спасшей его, Темучин поклялся приносить ей жертвы и завещал принесение жертв также детям и внукам». Легендарную гору Бурхань ото ждествляют теперь с Богдо-ула, что. по мне- жнию П. К. Козлова, подтверждается ны нешней формой поклонения горе, похожей на ту, которую завещал Чингис-хан, а так же существующим ныне кровавым жертвен ным культом Богдо-ула. В своей работе П. К. Козлов знакомит нас с местоположением горы, составом гор- ньЛ< пород, образующих ее. а также фло рой и фауной. Если бы Богдо-ула не была заповедной горой, то, безусловно, давным давно исчезла бы его богатая раститель ность (на дрова, вследствие соседства г. Урги). а также из ее лесов ушел бы весь зверь, свободно и в великом множестве расплодившийся теперь в заповеднике. Из представителей фауны в заповеднике наиболее интересен сибирский олень (Cervus asiaticus) или марал. Между прочим, чрезвычайно количество козули в заповед нике, численность которой не поддается никакому учету. Описание культа Богдо-ула автор нам не дает. Он делает лишь указание, что «обряды его заключаются в ежегодном при несении горе кровавых жертв». Здесь же автор добавляет, что Богдо-ула воспета древним и современным монгольским народ ным творчеством. Последней работой является работа С. Д. Кондратьева, композитора и помощника П. К. Козлова. В своей статье—«о рабо тах по изучению монгольской музыки в октябре-декабре 1923 г. в Урге». С. А. Кон дратьев кратко знакомит с результатами своего изучения монгольской музыки. С. А. Кондратьев изучает, главным обра зом, вокальную музыку, но. по его словам, не пренебрегал и инструментальной. Напе вы записывались им с голоса или с инстру мента, а некоторые мелодии фиксировались на Патеносте (фонограф дисковой системы). В изучаемый период С. А. Кондратьевым сделано 140 записей, не считая фоногра фических. Однако, автор, несмотря на до вольно обширный материал, накопившийся в его руках, воздерживается делать претен дующих на общность выводов относитель но свойств монгольского народного мелоса Он указывает на некоторые отдельные интересные черты монгольского музыкаль ного творчества. Интересующихся отсыла ем к работе С. А. Кондратьева. «Если критерием музыкальной одарен ности народа может служить любовь к пе нию, то монголов надо признать очень ода ренными,— говорит автор:— все они от ма‘- ла до велика мурлычат себе под нос». И при всей своей «одаренности» у монголов и монголок не встречается выдающихся го лосов, что автор отчасти об'ясняет суро востью климата Монголии. С. А. Кондратьев дает также краткое описание наиболее употребительных мон гольских инструментов, из которых наибо лее характерные были приобретены экспе дицией. Заканчивая работу, автор выражает свое глубокое убеждение в том, что, «наряду с формами, давно изжитыми западной музы кой, народная монгольская музька являет- собой едва затронутую груду драгоценно стей, любовное отношение к которым сок ратит наш путь духовного сближения с Востоком». Вполне разделяя убеждение автора, мы скажем, что для нас работа С. А. Кон дратьева ценна еще и тем, что проливает свет на темные страницы монгольского на родного творчества. в Чераиных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2