Сибирские огни, 1926, № 1 — 2

части С С С Р , при чем этот север автор рассматривает, как область, во всех отно­ шениях неразрывно и тесно связанную с остальной страной. Что касается Сибирско­ го севера, то автор в своей работе оста­ навливается на значении Северо-морского пути, как необходимейшего условия для развития производительных сил страны. Тут же автор доказывает возможность на­ вигации по водам Сибирского севера, для чего следует более детально их изучить. В следующей своей короткой статье — «Данные об острове Врангеля» Ю. М. Ш о­ кальский выясняет спорный вопрос о пра­ вах владения этим островом, оспариваемых англичанами у СС С Р . На основании различных историчоских справок, а также и ссылок на английские издания карт и книг, Ю. М. Шокальский доказывает, что остров Врангеля, несомнен­ но, всеми признан за русскую землю, и по­ пытка англичан, в лице Стефансона, при­ соединить его к британским владениям не имеет под собою почвы. В порядке чередования статей остано­ вимся теперь на работе П. К. Козлова— «Монгольский заповедник Богдо-ула». Богдо-ула—это священная гора у монго­ лов, находящаяся около г. Урги. На этой горе запрещено рубить лес и истреблять зверей. Само запрещение произошло не так давно, как указывает автор, - около 1700 г. после начала нашей эры, почита­ ние же горы идет со времени Чингис-хана (Темучина). Относительно начала почита­ ния у монголов существует легенда, запи­ санная в «Юань-уао-ми-ши», т. е. секрет­ ной истории монгольских династий, в свое время изданной российской духовной мис­ сией в Пекине. В кратких чертах легенда эта рассказы­ вает, что однажды толпа всадников из ро­ да Мерки, мстившая Темучину (Чингис-ха- ну), направилась к его юрте, чтобы убить его. Темучин, предупрежденный, скрылся на горе Бурхань. Мерки же. преследуя, встретив на пути топкие болота и непро­ ходимую чащу, не нашли дороги в гору. «И вот, в благодарность горе, спасшей его, Темучин поклялся приносить ей жертвы и завещал принесение жертв также детям и внукам». Легендарную гору Бурхань ото­ ждествляют теперь с Богдо-ула, что. по мне- жнию П. К. Козлова, подтверждается ны­ нешней формой поклонения горе, похожей на ту, которую завещал Чингис-хан, а так­ же существующим ныне кровавым жертвен­ ным культом Богдо-ула. В своей работе П. К. Козлов знакомит нас с местоположением горы, составом гор- ньЛ< пород, образующих ее. а также фло­ рой и фауной. Если бы Богдо-ула не была заповедной горой, то, безусловно, давным давно исчезла бы его богатая раститель­ ность (на дрова, вследствие соседства г. Урги). а также из ее лесов ушел бы весь зверь, свободно и в великом множестве расплодившийся теперь в заповеднике. Из представителей фауны в заповеднике наиболее интересен сибирский олень (Cervus asiaticus) или марал. Между прочим, чрезвычайно количество козули в заповед­ нике, численность которой не поддается никакому учету. Описание культа Богдо-ула автор нам не дает. Он делает лишь указание, что «обряды его заключаются в ежегодном при­ несении горе кровавых жертв». Здесь же автор добавляет, что Богдо-ула воспета древним и современным монгольским народ­ ным творчеством. Последней работой является работа С. Д. Кондратьева, композитора и помощника П. К. Козлова. В своей статье—«о рабо­ тах по изучению монгольской музыки в октябре-декабре 1923 г. в Урге». С. А. Кон­ дратьев кратко знакомит с результатами своего изучения монгольской музыки. С. А. Кондратьев изучает, главным обра­ зом, вокальную музыку, но. по его словам, не пренебрегал и инструментальной. Напе­ вы записывались им с голоса или с инстру­ мента, а некоторые мелодии фиксировались на Патеносте (фонограф дисковой системы). В изучаемый период С. А. Кондратьевым сделано 140 записей, не считая фоногра­ фических. Однако, автор, несмотря на до­ вольно обширный материал, накопившийся в его руках, воздерживается делать претен­ дующих на общность выводов относитель­ но свойств монгольского народного мелоса Он указывает на некоторые отдельные интересные черты монгольского музыкаль­ ного творчества. Интересующихся отсыла­ ем к работе С. А. Кондратьева. «Если критерием музыкальной одарен ности народа может служить любовь к пе­ нию, то монголов надо признать очень ода­ ренными,— говорит автор:— все они от ма‘- ла до велика мурлычат себе под нос». И при всей своей «одаренности» у монголов и монголок не встречается выдающихся го­ лосов, что автор отчасти об'ясняет суро­ востью климата Монголии. С. А. Кондратьев дает также краткое описание наиболее употребительных мон­ гольских инструментов, из которых наибо­ лее характерные были приобретены экспе­ дицией. Заканчивая работу, автор выражает свое глубокое убеждение в том, что, «наряду с формами, давно изжитыми западной музы­ кой, народная монгольская музька являет- собой едва затронутую груду драгоценно­ стей, любовное отношение к которым сок­ ратит наш путь духовного сближения с Востоком». Вполне разделяя убеждение автора, мы скажем, что для нас работа С. А. Кон­ дратьева ценна еще и тем, что проливает свет на темные страницы монгольского на­ родного творчества. в Чераиных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2