Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
родные массы, но и своих товарищей». Для сибиряков ата книга имеет исклю чительное значение. «Продолжительная жизнь в Сибири, уча стие в местной жизни, знакомство с сибир скими общественными вопросами и куль турные услуги этой стране дали Кле- менцу— писал, скупой на похвалы по ад ресу не-сибиряков, сибирский патриот и ученый Г. Н. Потанин,— .право на звание учителя сибирских поколений». Д. А. Клеменц изучил чуть ли не всю Сибирь от Томска до Якутска, большую часть Средней и Восточной Азии и Вос точного Туркестана. В 1881 году, попав в ссылку «в классическую страну древно стей»—в Минусинский край,’ Клеменц при нялся за изучение археологического мате риала в минусинском музее издал книгу «Древностей Минусинского Музея», кото рая произвела большое впечатление в мире ученых. Шведский археолог Мартин, ото звавшийся восторженно о книге, приехал вскоре в Минусинск, чтобы на месте изу чить древности, которыми заинтересовал его Клеменц. «Мартьянов создал музей, а Клеменц (по монографии И. И. Попова) популяризиробал его и пограничную полосу Монголии с Рос сией в научном мире заграницей. С ми нусинского музея началась научная дея тельность Клеменца, а с «Древностей Ми нусинского Музея» началось печатанье его научных трудов». С 1881 года в течение 15 лет Клеменц совершал экскурсии и путешиствия по Си бири и Монголии, делясь своими открытия ми с учеными обществами и знакомя с «Rocznic Orjentalistyczny wydaje Polskie Towarzystwo Orjentalistyczne. Tom II (1919-1924). Lwow 1925. str VI11+340. Последние годы характеризуются ростом и укреплением связи между наукой и на учными действиями нашего Сою за с науч ным движением на Западе. Не малую роль сыграл в этом отношении юбилей Акаде мии Наук. Конкретно эта связь выражает ся в организации обществ культурной свя зи, в посещениях учеными Запада нашей страны и соответственными поездками на ших ученых, в наладившемся широком и культурном обмене (обмен книгами, взаим ные художественные выставки, театраль ные гастроли и т. д.) и, наконец, одна из самых существенных форм культурной свя зи—в организации (на Западе) и появле нии целого ряда журналов и изданий, по священных, всецело или в значительной части, изучению русской истории, русской культуры, русского хозяйства и русского языка. Из таких изданий особо следует вы делить издающийся в Праге журнал «Sla- via», под редакцией недавнего гостя на ака- ними широкие слои общества через газеты. В короткое время Клеменц создает себе репутацию ученого географа, археолога, этнографа и" отважного путешественника. ^Клеменц переносится с необычайной легкостью из Минусинска в Томск, из Томска в Красноярск, а потом в Кяхту и Ургу, колеся по Монголии, а там, глядишь, он и в Якутске»,—так характеризует от важного путешественника в своей статье И. И. Попов. В Томске Клеменц сотрудничал в «Си бирской Газете» и работал в Археологи ческом музее. В Иркутске он был цент ральной, научной и общественной фигурой, «хозяином Географического Отдела и соредактором Ядринцева в «Восточном Обозрении», где «Нургали» (Клеменц) пи сал злободневные фельетоны, которыми за читывалась публика». В экспедиции академика В. В. Радлова Клеменц играл «первенствующую роль». Далее, экспедиции: Якутская, Забайкаль ская, Ачинско-Канская, в Туркестан... а там научная жизнь в Петербурге, где Кле менц сначала был старшим этнографом в Академическом музее, а с 1902 г. по 1910 г. он стоял во главе этнографического Отдела Рус ского Музея. Ученый мир знает и ценит Клеменца, как и этнографа, знатока быта сибирских туземцев. «Клеменц-этнограф не менее значителен, чем Клеменц-геолог и археолог». Рецензируемая книга особенно ценна для читателя-сибиряка, как двигатель к познанию Сибири по глубокому следу не утомимого и беспокойного Д. А. Клеменца. П. Славнин. III. демическом юбилее, известного ученого- слависта М. Мурко (М. Murko); в Лейпциге с 1924 года выходит под редакцией проф. М. Фасмера (М. Fasmer) «Leitschrift fiir Slavische Philologie» и в Берлине продол жает выходить перенесенный туда из Вены «Archiv fiir Slavische Philologie», редактиро вание которого за смертью знаменитого И. Яйла перешло к проф. Эм. Бернеккеру (Е. Bernecker). В Бреславле издаются «Jahrbiicher fiir kultur und geschichte der Slaven», в Кенигсберге под редакцией проф. Р. Траутмана (R. Trautman) также недав ний наш гость на академических юбилей ных торжествах— и М. Фасмера организу ется грандиозное многотомное предприятие Grundriss’a der Slavischen Philologie. Сле дует добавить, что хотя все эти издания по названиям посвящены общеславянской филологии и славянской истории, в дейст вительности же они почти на две трети заполнены русским материалом. Так, на пример, центральным изданием упомянуто го Grundriss’a явится двухтомный очерк русской этнографии (Russische Yolkskunde)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2