Сибирские огни, 1926, № 1 — 2

И там, где автор на минуту забывает, что рассказ должен быть сугубо-коопера­ тивным, он—художник, а как заговорил: «Полку «Матери и Ребенка» устроили,масло­ дельный завод открыли, потребилка товару не навозится, лен, куделю, яйца, бабы при­ норовились через артель сразу в город на­ правлять...»—здесь уже плакат и, как ни драпируй—агитка. Достоинство Гинцеля в том,что он умеет дать эту кооперативную агитку не слащаво­ приторной, а увлекательно-читаемой, да­ вая часто довольно удачные зарисовки ти­ пов нашей деревни и деревенского пейзажа. Его рассказы прочтутся деревенским чи­ тателем с интересом и несомненной поль­ зой. Е Н. П. Марианна Яхонтова— «Декабристы». Дра­ ма. 1926 г. Стр 1)6. Цена 65 коп. Героические образы декабристов неодно­ кратно привлекали к себе внимание пи­ сателей. Достаточно указать на попытку J1. Тол­ стого написать роман о декабристах. Ко дню столетия восстания на Сенатской площади литература о декабристах обога­ тилась новыми произведениями, среди ко­ торых, несомненно, заслуживает быть отме­ ченной пьеса Марианны Яхонтовой. С большой убедительностью ей удалось показать в картинах своей пьесы глубокую трагедию декабристов. Декабристы —не партия, выкристаллизо­ вавшаяся в недрах какого-либо класса. Они— группа военных заговорщиков, равно одиноких и в кругу тупоголового никола­ евского офицерства и в кругу солдат, ко­ торым они стараются привить бесконечное уважение... к имени Мирабо. Попытка декабристов свергнуть режим Николая Палкина оканчивается обычным финалом—виселицей для главарей восста­ ния. В таком социальном разрезе взрла де­ кабристское восстание Марианна Яхонтова. Совершенно несомненно, что этот подход к декабристам— единственно правильный. Но не в этом одном ценность рецензиру­ емой пьесы. Важно то, что автору удалось почувство­ вать «дух» эпохи. Образы героев нарисованы мастерски. Перед читателем встает солдафонская фигура Николая I («Апполона, у которого болят зубы»), а рядом с ним мелким бесом извивается Шервуд, мерзкий предатель, воплощающий в себе символ николаевской эпохи. А разве плох Аракчеев вот с этой ф ра­ зой: «...Болел я тут недавно, тоска и серость такая, что сил нету. Привели мальчишку, а я его линеечкой по носу. Ударю—и покра­ снеет, а он плачет, бедненький. Только тем и спасался. Бьешь, и жалость эдакая приятная». В параллель с этими «героями мрака» встают героические образы декабристов. Особенно запоминается обаятельный Сер­ гей Муравьев, пылкий Бестужев и язви­ тельный Сухинов. Их образы, созданные любовной рукой художника, отчетливо видимы сквозь ту­ ман столетия. М. Никитин. Б. Пильняк —«Россия в Полете».— Изд. «Московский Рабочий». 1!>26 г. Цена 50 к. Стр. 52. Карл Радек опубликовал однажды (в «Жур­ налисте») шутливый проект о создании «художественного ГПУ». По мысли эксцентричного прожектера, это ГПУ должно было разогнать москов­ ских писателей «по всем углам С С С Р », да­ бы освободить их «от тлетворного влияния московских художественных салонов и про­ чих мест взаимного обнюхивания и обли­ зывания» (выражение Радека). Б. Пильняк книгой «Россия в Полете» оправдывает проект Радека. Эта книга освобождена от салонного «тлетворного влияния». Не потому ли она прекрасная книга? «Россия в Полете»—это собрание авио- очерков Пильняка, написанных во время его путешествия на самолете по землям пермяков, вогулов, зырян. Некоторые из очерков были напечатаны в «Известиях». Б. Пильняк остро-наблюдателен. У него есть огромная жадность к великим мело­ чам нашего дня. И есть правдивость ху- дожника-гражданина. В рецензируемых очерках эти качества выступают особенно ярко. С одинаковой тщательностью регистри­ рует писатель и отрадные и темные факты. Он отмечает неподдельный энтузиазм кре­ стьян. возникший от «воздушных креще­ ний». Но от глаз художника не ускольза­ ют пятна на солнце. Наблюдая быт уезд­ ной интеллигенции, он с грустью отмеча­ ет. что в Чистополе, например, в советском городе, интеллигенция «ходит по вечерам играть на биллиарде, как при Гоголе». Или другой пример. На Чермовском з а ­ воде (здесь побывал самолет) писатель от­ мечает повышение производительности тру­ да, но одновременно указывает на устаре­ лую организацию производства. Все факты, собранные писателем, распо­ ложены по «линеечке» диалектики. В мертвом городе О се гоголевский «по­ чтмейстер помножен на фельдшера» Но в этом же городе Пильняк увидел шеренги пионеров с их новым «рыцарством». Зырянский край задыхается от невежест­ ва, вымирает от сифилиса, но на фоне лес­ ной глуши писатель-нарисовал волнующий1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2