Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
И там, где автор на минуту забывает, что рассказ должен быть сугубо-коопера тивным, он—художник, а как заговорил: «Полку «Матери и Ребенка» устроили,масло дельный завод открыли, потребилка товару не навозится, лен, куделю, яйца, бабы при норовились через артель сразу в город на правлять...»—здесь уже плакат и, как ни драпируй—агитка. Достоинство Гинцеля в том,что он умеет дать эту кооперативную агитку не слащаво приторной, а увлекательно-читаемой, да вая часто довольно удачные зарисовки ти пов нашей деревни и деревенского пейзажа. Его рассказы прочтутся деревенским чи тателем с интересом и несомненной поль зой. Е Н. П. Марианна Яхонтова— «Декабристы». Дра ма. 1926 г. Стр 1)6. Цена 65 коп. Героические образы декабристов неодно кратно привлекали к себе внимание пи сателей. Достаточно указать на попытку J1. Тол стого написать роман о декабристах. Ко дню столетия восстания на Сенатской площади литература о декабристах обога тилась новыми произведениями, среди ко торых, несомненно, заслуживает быть отме ченной пьеса Марианны Яхонтовой. С большой убедительностью ей удалось показать в картинах своей пьесы глубокую трагедию декабристов. Декабристы —не партия, выкристаллизо вавшаяся в недрах какого-либо класса. Они— группа военных заговорщиков, равно одиноких и в кругу тупоголового никола евского офицерства и в кругу солдат, ко торым они стараются привить бесконечное уважение... к имени Мирабо. Попытка декабристов свергнуть режим Николая Палкина оканчивается обычным финалом—виселицей для главарей восста ния. В таком социальном разрезе взрла де кабристское восстание Марианна Яхонтова. Совершенно несомненно, что этот подход к декабристам— единственно правильный. Но не в этом одном ценность рецензиру емой пьесы. Важно то, что автору удалось почувство вать «дух» эпохи. Образы героев нарисованы мастерски. Перед читателем встает солдафонская фигура Николая I («Апполона, у которого болят зубы»), а рядом с ним мелким бесом извивается Шервуд, мерзкий предатель, воплощающий в себе символ николаевской эпохи. А разве плох Аракчеев вот с этой ф ра зой: «...Болел я тут недавно, тоска и серость такая, что сил нету. Привели мальчишку, а я его линеечкой по носу. Ударю—и покра снеет, а он плачет, бедненький. Только тем и спасался. Бьешь, и жалость эдакая приятная». В параллель с этими «героями мрака» встают героические образы декабристов. Особенно запоминается обаятельный Сер гей Муравьев, пылкий Бестужев и язви тельный Сухинов. Их образы, созданные любовной рукой художника, отчетливо видимы сквозь ту ман столетия. М. Никитин. Б. Пильняк —«Россия в Полете».— Изд. «Московский Рабочий». 1!>26 г. Цена 50 к. Стр. 52. Карл Радек опубликовал однажды (в «Жур налисте») шутливый проект о создании «художественного ГПУ». По мысли эксцентричного прожектера, это ГПУ должно было разогнать москов ских писателей «по всем углам С С С Р », да бы освободить их «от тлетворного влияния московских художественных салонов и про чих мест взаимного обнюхивания и обли зывания» (выражение Радека). Б. Пильняк книгой «Россия в Полете» оправдывает проект Радека. Эта книга освобождена от салонного «тлетворного влияния». Не потому ли она прекрасная книга? «Россия в Полете»—это собрание авио- очерков Пильняка, написанных во время его путешествия на самолете по землям пермяков, вогулов, зырян. Некоторые из очерков были напечатаны в «Известиях». Б. Пильняк остро-наблюдателен. У него есть огромная жадность к великим мело чам нашего дня. И есть правдивость ху- дожника-гражданина. В рецензируемых очерках эти качества выступают особенно ярко. С одинаковой тщательностью регистри рует писатель и отрадные и темные факты. Он отмечает неподдельный энтузиазм кре стьян. возникший от «воздушных креще ний». Но от глаз художника не ускольза ют пятна на солнце. Наблюдая быт уезд ной интеллигенции, он с грустью отмеча ет. что в Чистополе, например, в советском городе, интеллигенция «ходит по вечерам играть на биллиарде, как при Гоголе». Или другой пример. На Чермовском з а воде (здесь побывал самолет) писатель от мечает повышение производительности тру да, но одновременно указывает на устаре лую организацию производства. Все факты, собранные писателем, распо ложены по «линеечке» диалектики. В мертвом городе О се гоголевский «по чтмейстер помножен на фельдшера» Но в этом же городе Пильняк увидел шеренги пионеров с их новым «рыцарством». Зырянский край задыхается от невежест ва, вымирает от сифилиса, но на фоне лес ной глуши писатель-нарисовал волнующий1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2