Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
Алтайская деревня и город в частушке. Ерошии Иван. Песня, сказка, легенда, былина, перепархивающая бойкая частушка—нередко го ворят нам гораздо больше, чем сохранившийся документ в архиве. Документ часто точен и правдиво сух. народное же творчество кипит всеми страстями, оно напол нено живою кровью переживаний своего времени, и как золотой, не тлеющий от времени, ларец, хранит оно в себе бесценные перлы человеческой мысли. Проходят века, разрушаются великие государства, превращаются в пыль гор дые памятники искусства, но песня, легенда или былина, рожденные народом, х р а нятся его же памятью, и события, запечатленные в них, так же полны свежести и красоты, как в первый день своего появления. В наши дни интерес к народному творчеству повышается. Деревня в настоящее время— предмет всяческих забот и внимания. Ее изучают, к ней прислушиваются. Не остается молчаливой к событиям города и деревня и по-своему на них откликается. Мы предлагаем вниманию читателя ряд частушек, записанных в отдаленных уголках Симипалатинской губернии, в Усть-Каменогорском уезде и частью в Бухтар- минском районе летом 1925 года. Излюбленная тема частушки—любовь—и народная память более ревниво обе регает частушки, где поется о любви. В любви частушка достигает высокой худо жественности и глубины. Отражает частушка и быт, но мы не ошибемся, если ска жем, что частушка достигает своих поэтических вершин только в передаче любов ных переживаний. У широкой проруби Утонул утеночек, А в германском плену Где-то мой миленочек. На углу висит веревка— Пойду покачаюсь. Берут милого в солдаты Пойду попрощаюсь. Не носи. Ваня, фуражку, Носи, Ваня, кепочку. Не люби таку растрепу, Люби меня, девочку. Соловейко-блудничек, Ты слетай на рудничек. Сядь на ветку, сядь на клен, Снеси милому поклон. Заходила в колидор, Я считала лесенки. Отыграл милой в гармонь Я отпела песенки. Что ты, милый, приунылый, Не слыхать твоих речей. Раньше был такой веселый, Как во саде соловей. Что ты, мылый, косишься. Красотой возносишься? Не больша твоя краса, Только карие глаза. Меня милый провожал. Под полой гармонь держал. Меня милый проводил, Заиграл, пошел один.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2