Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
В последнее время селькоры определенно зашевелились. То и дело попадаются сообщения из деревень о том, что селькоры организуются в круж ки, чтобы сознательнее отнестись к своим обязанностям. Организовался такой кр уж ок в далеком Таштыме, Минус, окр. Вот что пишет его организатор: «Нас, селькоров, имеется около 10 человек. Работа шла в разнобой, каждый писал, не зная, о- чем пишет другой товарищ. Многие не знали, о чем и как нужно писать. Сейчас, организовавши кружок, мы будем писать смелее, не боясь никаких репрессий со стороны кулаков. Вместе с тем мы будем вести работу среди крестьян ства. Пусть к нам приходит всякий смело и говорит, что знает» (Мин. «В. Т.» 1926. № 28). Селькоровский круж ок в с. Н. Троицком, Славгор. окр., «постановил себе целью писать обо всем, что мешает трудовому народу строить свое государство и выявлять все хорошие стороны деревенской жизни». В газетах за один январь текущего года можно найти около двух десятков сообщений об организации селькоровских круж ков. Селькор стал неот емлемой принадлежностью сибирского села. К числу «культурников» деревни принадлежат в большинстве своем красноармейцы и военморы. Красная армия и Красный флот стали рассадником культурников деревни. Это они ставят и сознательно своей целью. И крестьяне та к и смотрят на демобилизованных. Они ждут от них по приходе энергичной и общественной и культурной работы. И если этого нет, то горько жа луются. «От них (опустившихся красноармейцев) ожидали многого,—пи ш ут из одной деревни,— надеялись, что они примут горячее участие в про свещении деревни, но они забились в свои норы и не показываются из них. Немного неудобно, товарищи, сидеть в норе в то время, когда все культурные силы деревни принимают горячее участие в культурной рабо те деревни». Но в большинстве случаев красноармейцы рьяно берутся за передел к у родной деревни. «В село Петухово, Томского окр., приехал демобилизованный красноармеец то варищ Протонов. По приезде, он сразу же принялся за активную работу в избе-чи тальне и в комсомольской ячейке Ребята выбрали его секретарем ячейки. Теперь при ступил уже к организации при избе-читальне военного уголка. Крестьяне говорят о Протонове: «Поехал в Красную армию—не такой был. Совсем другой стал». («К. 3.» № 27и). Деревня ценит таких людей и быстро выдвигает их на обществен ную работу. Возвратились красноармейцы в д. Виданово, Новосиб. у., и «много полезного принесли они с собой из армии. Во время перевыборов их вы брали членами сельсоветов. «В деревне Виданово до нынешнего года школа не функционировала, —пишет селькор,—а теперь полно помещение нашими детьми, которые уже научились кое-чему. Народного дома не было, а теперь с помощью красноармейцев создали нардом и уже ставят любительские спектакли. Молодежь переполняет народный дом. Уже по улицам нигде не увидишь компаний хулиганов. Даже каток с горы оставлен, а мо лодежь перешла в народный дом» («С. С.» 1925 г.) Не только длительная служба в Красной армии дает деревне куль турников, даже допризывподготовка и то делает деревенских парней «совсем другими», и в них пробуждается жажда культурной деятельности, жела ние изменить свою захудалую деревню. Из д. Венедиктовки, Судженск. р., пишут; «Вернувшись из допризывподготовки, молодежь сразу принялась за дело. Раньше в деревне была изба-читальня, но в ней совершенно ничего не устраивалось, кроме сельских собраний. Теперь допризывники устроили здесь уголок Ленина, пионерский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2