Сибирские огни, 1926, № 1 — 2

В последнее время селькоры определенно зашевелились. То и дело попадаются сообщения из деревень о том, что селькоры организуются в круж ки, чтобы сознательнее отнестись к своим обязанностям. Организовался такой кр уж ок в далеком Таштыме, Минус, окр. Вот что пишет его организатор: «Нас, селькоров, имеется около 10 человек. Работа шла в разнобой, каждый писал, не зная, о- чем пишет другой товарищ. Многие не знали, о чем и как нужно писать. Сейчас, организовавши кружок, мы будем писать смелее, не боясь никаких репрессий со стороны кулаков. Вместе с тем мы будем вести работу среди крестьян­ ства. Пусть к нам приходит всякий смело и говорит, что знает» (Мин. «В. Т.» 1926. № 28). Селькоровский круж ок в с. Н. Троицком, Славгор. окр., «постановил себе целью писать обо всем, что мешает трудовому народу строить свое государство и выявлять все хорошие стороны деревенской жизни». В газетах за один январь текущего года можно найти около двух десятков сообщений об организации селькоровских круж ков. Селькор стал неот емлемой принадлежностью сибирского села. К числу «культурников» деревни принадлежат в большинстве своем красноармейцы и военморы. Красная армия и Красный флот стали рассадником культурников деревни. Это они ставят и сознательно своей целью. И крестьяне та к и смотрят на демобилизованных. Они ждут от них по приходе энергичной и общественной и культурной работы. И если этого нет, то горько жа­ луются. «От них (опустившихся красноармейцев) ожидали многого,—пи­ ш ут из одной деревни,— надеялись, что они примут горячее участие в про­ свещении деревни, но они забились в свои норы и не показываются из них. Немного неудобно, товарищи, сидеть в норе в то время, когда все культурные силы деревни принимают горячее участие в культурной рабо­ те деревни». Но в большинстве случаев красноармейцы рьяно берутся за передел­ к у родной деревни. «В село Петухово, Томского окр., приехал демобилизованный красноармеец то­ варищ Протонов. По приезде, он сразу же принялся за активную работу в избе-чи­ тальне и в комсомольской ячейке Ребята выбрали его секретарем ячейки. Теперь при­ ступил уже к организации при избе-читальне военного уголка. Крестьяне говорят о Протонове: «Поехал в Красную армию—не такой был. Совсем другой стал». («К. 3.» № 27и). Деревня ценит таких людей и быстро выдвигает их на обществен­ ную работу. Возвратились красноармейцы в д. Виданово, Новосиб. у., и «много полезного принесли они с собой из армии. Во время перевыборов их вы­ брали членами сельсоветов. «В деревне Виданово до нынешнего года школа не функционировала, —пишет селькор,—а теперь полно помещение нашими детьми, которые уже научились кое-чему. Народного дома не было, а теперь с помощью красноармейцев создали нардом и уже ставят любительские спектакли. Молодежь переполняет народный дом. Уже по улицам нигде не увидишь компаний хулиганов. Даже каток с горы оставлен, а мо­ лодежь перешла в народный дом» («С. С.» 1925 г.) Не только длительная служба в Красной армии дает деревне куль­ турников, даже допризывподготовка и то делает деревенских парней «совсем другими», и в них пробуждается жажда культурной деятельности, жела­ ние изменить свою захудалую деревню. Из д. Венедиктовки, Судженск. р., пишут; «Вернувшись из допризывподготовки, молодежь сразу принялась за дело. Раньше в деревне была изба-читальня, но в ней совершенно ничего не устраивалось, кроме сельских собраний. Теперь допризывники устроили здесь уголок Ленина, пионерский

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2