Сибирские огни, 1926, № 1 — 2

«В 1924 г. зимой т. Зевахину задумалось обучать крестьян грамоте. Он сам только кончил сельскую школу, сам крестьянин. Задумано—сделано: вырезал у себя в дому капитальную стену, чтобы просторнее было обучать грамоте. Ходили к нему учиться и старые и малые, а потом он вместе с учениками начал ставить спектакли На спектакле народу—«пушкой не прошибешь». Задумалось т. Зевахину сельск.-хоз. библиотеку завести. Собрал крестьян чело­ век 30 и купили 100 книг, на свои средства подкупил еще 14 книг. Библиотека оказа­ лась ходовой—крестьянами разобраны почти все книги, не хватает даже («К. 3.» № 273). Вот Сугашинский—в Ойротии — предсельсовета т. Кулешов,— «сам, не имея детей^школьного возраста, день и ночь хлопочет о школе-интер­ нате». «Видя, что ни область, ни аймак не дают ни полушки денег на ремонт полу­ разрушенного здания бывшей миссионерской школы, Кулешов сам ремонтирует совер­ шенно бесплатно печи, на своей подводе доставил кирпич из с. Абай. Возится, рабо­ тает возле школы, точно возле собственного дома, как муравей. И пример его действует заразительно: ему усиленно помогает секретарь сель­ совета тов. Попов и граждане: кто дров в школу жертвует, кто скамьи берется сделать безвозмездно, кто глины и песку доставит, а с миру по нитке - вот тебе и интернат будет в диких белках, где раньше, кроме лиственниц, да сильных холодов и снега ничего не было» («О. К.» 1926. № 3). Вот «добровольный^ликвидатор технической неграмотности, крестья­ нин Шумилов», который трогательно описывает, ка к он «ликпункт о т­ крыл». «По нужде мне пришлось переехать в д. Сулейку, Н.-Ингашского р. В деревне глушь-до сих пор ни один крестьянин не выписывал газету, не было ни нардома, ни читальни, ни школы. Молодежь делала свои вечорки или бродила по улице. Тошно мне стало от такой жизни. Задумал я как-нибудь вовлечь молодежь в учебу. Раз ко мне в избу вбежали сулейские ребята. — Здесь вечорка? — Нет. — А где же? — Не знаю,—отвечал я. — Ну, ладно,— говорит другой,—дозволь нам хоть погреться, мать размать с вечорками. Замерзли мы, как волки. — Кто же вас заставляет мерзнуть? — Да кто, если бы ты нас не пустил, и сейчас бы мерзли, деться боле некуда. Ведь у нас нет такого дома, чтоб можно было там провести свободное время в тепле. Я понял, что негде молодежи время коротать,— «Ну ладно,—сказал я,—ходите ко мне почаще, будем газеты читать, много ли у вас газету читают в деревне?» — «Нет,у нас и грамотных около 10 человек». «А сколько в вашей деревне населения?» - «А вот на прошлой неделе был сход и секретарь читал о многом, как строится и крепнет государство, да еще о том, что надо больше газет читать, книги и напомя- нул, что в деревне 400 душ, а грамотных только 10, якобы. И сами что-либо почи­ тали, дэ не умеем». Посудили мы и решили взяться за дело: купили букварей, карандашей, бумаги и приступили к учению. РИК охотно утвердил наш ликпункт, отпустил, что было возможно. С помощью сознательных граждан и силами воскресников оборудовали нардом и в нем сцену, достали подходящих пьес, выписали «Крестьянскую Газету», и теперь мы имеем в полном виде ликпункт и обучаемся, стали уже читать газеты, проводить вечера-беседы и т. д. В теплом нашем уголке число читателей и учащихся с каждым днем растет, и мы вполне надеемся, что в скором времени мы одолеем нашу темноту и исполним заветы великого учителя Ильича» («Т. Пах.» 1926. № 8). Это письмо чрезвычайно показательно: ка к много может сделать один «культурник» в деревне! И та ких не мало! Они безвозмездно предоставляют свою избу под читальню, безвозмездно же ею руководят, бегают по дворам в хлопотах о газете, устраивают декорации своими руками из своего материала, при­ зывают медлительных граждан к постройке школы, нардома, избы-читаль­ ни, болеют душой за озорничающую от безделья молодежь... Они же, глядя на темноту своей деревни, берутся за перо и каран­ даш и строятся в ряды рабкоров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2