Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
— Чем мы хуже их? Пусть не думают, что мы только детей носить способны. И мы управлять можем... Там, где появятся делегатки, сразу же женщина завоевывает' свое место в общественной жизни. «Только недавно, по настоянию самих кре стьянок, в с. Шубенское, Бийского у., организовались делегатки, а уж сейчас нет ни одного общественного учреждения села, где бы ни работали они» («3. А.», № 92). Делегатки прикрепляются представителями к сельсовету, потребоб- ществу, кресткому, школьным советам, к совету избы-читальни. О своей работе они отчитываются перед женщинами. Т у т часто они убеждаются, что надо еще поучиться. В глухой таежной деревеньке делегатки просили: «откройте поско рее избы-читальни, через которые мы, женщины, могли бы выйти из о кру жающего нас невежественного тумана». В с. Гурьяновке, Ойротской обл., делегатки постановили сложиться и выписать газеты и литературу для Красного уголка, что и проводят в жизнь. На собраниях делегаток читаются лекции. Неграмотные делегатки все посещают ликпункты («О. К.», 1926 г , № 2). В Большой Речке, Бийского окр., 6 делегаток в возрасте 35-40 лет ликвидируют неграмотность на ликпункте («3. А.», 1926 г., .N5 31). Особенно энергично взялись за это депо в Н.-Кусково, Томского р. «Делегатки с. Н.-Кусково ка своем собрании обсуждали вопрос о ликвидации своей технической;неграмотности. На собрании они постановили, чтобы семейные и малосемейные делегатки в обя зательном порядке 2 раза в неделю посещали ликпункт, а к семейным делегаткам, которые не могут посещать ликпункт, прикреплены грамотные делегатки. С ними они будут заниматься на дому» («К. 3.» № 271). Не отстают делегатки в с. Бор-Форпост, Славгородского округа, постановив тем делегаткам, которые не могут ходить на ликпункт, «учиться на-дому у своих детей-школьников и вообще от уже грамотных делега т о в («Ст.'Пр.» 1926 г., № 31). Благодаря такому серьезному отношению к своей роли, делегатки пользуются определенным авторитетом. «Население внимательно прислу шивается к голосу делегаток и не смеется, ка к раньше, над ними»,— отме- чает^один ’ селькор. Недаром мужики, махнув рукой, говорят: — Теперь с бабой лучше не судись. Всегда их верх будет. Потому они сами там (в нарсуде) сидят. Свое право отстаивать будут. Немало теперь женщин, особенно после новых выборов, сидят в сельсо ветах и смело защищают свое право на управление делами государством. Необходимо отметить попутное, но совершенно для деревни новое явление—это открытие яслей и детских площадок. Население очень инте ресуется ими. Конечно, т у т делаются только первые шаги к освобожде нию крестьянки от семейного гнета. VII. Наряду с «партейными», в деревне все увеличивается число носите лей культуры из беспартийных крестьян. / Крестьяне-культурники сознательно хотят изменить косный быт своей 'деревни. Часто это приходится делать с большими для себя личными жерт вами. Но они перед этим не останавливаются. 1 Вот, например, первый носитель культуры в с. Антигтовке, Томского ю круга, глухой деревнюшке, т. Зевахин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2