Сибирские огни, 1926, № 1 — 2

С удивлением смотрит старая деревня, ка к «Ваньки», «Петьки» и «Васьки» уходят из-под ее влияния, но мирится с пионерами, чувствуя, что их «добру учат». Поэтому нередки примечания корреспондентов: «сим- патии со стороны населения растут; нередки случаи, когда матери просят о принятии и их детей в пионеры»; «крестьяне к пионерам относятся хорошо и в отряд своих детей посылают охотно». В д. Тамбар, Тисульск. р., «пионеры с большим воодушевлением за­ нимаются физкультурой, а та кж е читают газеты и книги». В д. Афониной «в отряде жизнь бьет ключом, проводятся беседы, выпускается стенная газета, выписываются и читаются газеты и ж урна­ лы» («Куз». 1926. № 5). В пос. Топ ках «в перевыборах пионеры оказали большую помощь сельизбиркому. Они были лучшими агитаторами в привлечении избирате­ лей на собрания. Пионеры обошли все дома. Избиратели на призыв пио­ неров откликнулись» («Куз». 1926. № 24). V I. Все наблюдатели сибирской деревни единогласно заявляют, что«баба» теперь не та. Она теперь в полном сознании своих «правое». — Эй, бабы, идите в сельсовет на ваше собрание,—несется теперь по деревням и селам Сибири. Кучками идут на собрание женщины, чтобы выслушать октябрьскую весть: «нет у нас больше в Советской республи­ ке женщины-рабыни. — Будем учиться и мы,— говорили женщины пос. Ш табка, Бар- наульск. р., расходясь с такого собрания,— чтобы быть в общественной работе наравне с мужчинами. А при перевыборах нам надо обязательно в сельсовет провести женщину, все же тогда нам лучше будет, чай баба лучше наши нужды потом будет понимать и защищать, чем мужики». («К. А.» 1926. № 2). Женотделки умеют быстро расшевеливать самых забитых, самых безнадежных женщин. Алексеевка, Новосиб. у., «деревня тихонькая, грязненькая, заброшена в степи, вдали от города». Когда приехала работница из женотдела, ей говорили: «Ну, что вы, да здешняя баба не то, что на собрание пойти, ее с места сдвинуть нельзя. Не таковская!». Работница не смутилась, и «первое же' собрание прошло многолюдно и удачно сверх ожидания», и работа закипела («С. С». № 112). Или вот сценка: «Повещают на собрание... — Да это для чего баб-то?— галдят собравшиеся кругом бабы. — Это у нас в Журавлихе баб на собрание!— изре-дка хихи кает со­ бравшаяся толпа. Через час— два изба-читальня переполняеся женщинами, что для глухой деревни необычно». В результате: «Хотя и мала деревушка Коростели, Рубцовск, уезда, но работа среди женщин ведется. Собрания посещают а ккуратно, и уже с этих собраний женщину никакими коврижками не вытащищь» («К. А.» № 92). В с. Егорьевка, Славгородского округа, «если раньше женщин ни­ где не было видно, то теперь их можно встретить и в сельсовете, и в ма- слоартели, и в школе и т. д.» («Ст. П.», 1926 г. № 21). А ктивистками деревни, конечно, являются делегатки. Эти спуску мужикам нигде не дают.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2