Сибирские огни, 1926, № 1 — 2

Начинает прививаться в деревнях и «праздник урожая» —этот смотр крестьянских достижений в сельском хозяйстве. Обыкновенно он прохо­ дит при участии всех культурных сил деревни. Устраиваются доклады, беседы, спектакли на агрономические темы, местами сель.-хоз. выставки. В д. Шошиной, Минус, р., в этот день комсомольцы и рабочие мель­ ницы устроили карнавал. «На первой телеге—Урожай (сноп пшеницы), на второй—Урожай давит бур­ жуя, кулака, самогонщика, попа; на третьей—за мешками с соломой плачет буржуй. На площади состоялся летучий митинг, в избе-читальне соорудили сельско-хозяйственный уголок, продавали с.-х. литературу. Вечером— торжественное заседание и после — пение, декламация (Мин. «В. Т.» № 254). Настроение, какое создается на митингах в «день урожая», хорошо отразил селькор из с. Сухов-Лог, Славгор. окр.: «Бодрым настроением дышат собравшиеся на свой крестьянский праздник» («Ст. П. »1926. № 11). Иногда в деревне бывают и необычные праздники, так, например, в селе Быстрый Исток, Бийск. у., 31 мая 1925 г. отпраздновали «День печати». Корреспондент живо описал это празднование: «Вечер. Несмотря на дождь, народный дом набит битком, многие не вошли и стоят у двери, стараясь хоть краем уха услышать, что говорится со сцены. Каж­ дого оратора провожают дружными аплодисментами. — Слово предоставляется представителю печати, одному из местных селько­ ров,— произносит председатель. Селькор появляется на сцене. Его встречают громом аплодисментов. Он стоит на сцене и ждет момента, когда затихнут аплодисменты. Но лишь только раскрывает рот, чтобы говорить, снова и снова аплодисменты... Когда успокоились, селькор не мог говорить, он волновался. . Но, овладев собою, он говорит о возникновении пролетарской печати, говорит о ее творце—первом рабкоре Владимире Ильиче, говорит о тех пролетарских героях печати, которые за это страдали при царизме и гнили в тюрьмах за правду, и пред­ лагает почтить их память. Все встали. Зал наполнили звуки похоронного марша. Селькор опять говорит о значении печати для крестьянства в настоящее время. Он призывает крестьян писать в газету. Кончил. Гром аплодисментов. Крики: — Еще, еще! Долго не смолкал театр. Наконец, селькор усталый, взволнованный садится, а в это время несется друж­ ный крик: «Да здравствует красный селькор!» Селькор встает, кланяется. Опять аплодисменты. Новые ораторы говорят о печати и ее значении («3. А.» № 134). Корреспонденция сама за себя говорит. IV. Деревня меняет свой облик на наших глазах. В обиход ее врезались новые понятия, новые слова, новые обычаи, новые праздники, потому что в ней появились новые люди. Кто раньше заправлял деревней, составлял ее «интеллигенцию»? Лю­ ди со стороны— урядник, поп, сиделец винной лавки, учитель, фельдшер, а еош свои, то лавочник, старшина из кулачков. Сами деревенские толь­ ко «платили подать», да ходили в церковь— этим ограничивались их об­ щественные «функции». Теперь не то. В деревне вдруг появились странные, загадочные лю­ ди, при том не со стороны, а из своих же. Как будто и рядом живут,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2