Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
Гражданские похороны состоялись: в. с. Карымское, Зимин, у., (« ко дню годовщины смерти нашего дорогого вождя» Ленина было два случая похорон беспартийных крестьян без попа, по-новому, по-советскому»), в. с. Катанде, Ойротск. обл. («Гр. Чепелев, чувствуя приближение смерти, попросил похоронить его по-граждански»); в. с. Калтай, близ Томска, в с. Русский Камлак, Ойротск. обл., и в ряде других сибирских сел и деревень. IV. Мы видели, ка к празднуются старые праздники в деревне. Но наряду с ними деревня понемногу приобщается и к пролетарским праздникам. Впереди, конечно, идут коммунисты и комсомол, а их поддерживает бес партийная молодежь и все передовое крестьянство. 1 мая в 1925 г. праздновали во многих селах и деревнях Сибири: В с. Ельцовке, Новосибирск, у., утром праздничного дня все собра лись в школе. Из школы двинулась манифестация. Перед домом сельсо вета— митинг». В с. Болотном, Том. у. «Накануне 1-го мая были митинги по учреждениям: 1-го мая здания всех организаций и учреждений красиво украшены. С 11 часов на площадь начали сходиться организации, несмотря на дурную погоду. Н а митинг прибыли крестьяне us ближайших сел и поселков, были даже гости из дальних поселков (за 18 верст). Крестьяне принесли подарки профсоюзам—знамя. Из д. Елового Падуна (за 12 верст) прибыла группа учеников во главе с учи телем Фомченко. Они принесли привет от крестьян всем организациям и рабочим транспорта в частности. А вечером состоялся митинг и спектакль в народном доме. Праздник продолжался 2 и 3 мая. Второго мая праздновала молодежь—комсо мольцы. пионеры, школьники. 3 мая посвящен был массовой культурной работе во круг избы-читальни» ^«С. С.» <№ 101). Всего лучше отражает культурную роль 1 мая в деревне следую щая корреспонденция из «глухого урмана», пос. Плашки, Тарск, у. «У нас раньше народ часто ходил в большие праздники с иконами, молились богу. Особенно в пасху, в Николу. А ныне и совсем не стали молиться богу, а живем не хуже, а еще лучше, и празднуем свои трудовые праздники. Вот нынче мы отпраздновали праздник труда—1-е мая. Когда мы сошлись в одну кучу, т о о т радости кричали «ура». И у многих в т о время навернулись слезы. И во всю улицу толпа вдоль дередвни. Во время хода, на всех перекрестках говорились речи о 1-м мае и вспоминали т. Ленина, что он не дожил до сегодняш него дня. После снова собрались все в сельсовет, где и было закончено собрание. После собрания всех гостей поили чаем, потом пошли на спектакль. Во время проводин гостей были построены вперед малолетки, потом—подростки и даны были им в руки знамена, все шли с революционными песнями. Старики спрашивали: а скоро ли будет еще такой праздник? Вероятно, им понравилось, а понравилось им пото'му, что все ораторы говорили: нужно учиться и не нужно хулиганить. Всю ту радость, которая была у нас на лицах, я не могу описать» («Наша Деревня», Омск. № 21). Еще более сообщений с мест о проведении октябрьских торжеств в /1925 году. Крестьяне, относившиеся ранее равнодушно к революционным 'праздникам , поняли их значение и охотно откликаются на призыв партии. v___ — Мы с ленинской партией, мы за советскую власть, — вот, что можно было слышать от крестьян в дни 8-ой годовщины октября. Много людные митинги, манифестации, спектакли прокатились по деревням. «Вот уже 8 лет существует советская власть, и только в этом году мы празд новали октябрьскую годовщину,—пишут из поселка Виленского, Томск, р. -Была про ведена демонстрация. Демонстранты прошли по деревне с пением революционных песен. Был спектакль. Пред спектаклем красноармеец Митюкович прочитал привет ственное слово Октябрьской революции» («К. 3.» № 261).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2