Сибирские огни, 1926, № 1 — 2

ствиями со стороны всех присутствующих» («С. П.». 1926. № 1). В с. Н. Козульке, Коз. р., на Октябринах «народу было битком набито» («Т. П.». 1926. № 9) и т. п. • Какую роль играют «октябрины» в деревне, видно из письма в газету крестья­ нина с. Литвиново, А. И. Ковалева: «У моей жены 6-го августа родились близнецы- девочки. Я желаю их октябрить, так как убежденный атеист, и э т о т случай исполь­ зовать в показательном порядке против поповского затхл ою религиозного дурмана $ нашей деревне» («К. 3». № 198). Под влиянием тех же антирелигиозных настроений обходятся без попа при свадьбах. Вот что распевают девушки в д. Бире, Минус, у.: «Комсомол я полюбила. С разу изменилась: Все иконы порубила. Разу не молилась. Мы женились без попа. По любви с миленочком; З а венчанье поп дерет Свинью иль теленочка» (Мин. «В. Т.» № 281). «Красные свадьбы» в деревне не меньшее событие, чем «Октябрины». «Новый быт просочился в наше село,— пишут из с. Базово, Новосиб. уезда. «20 февраля беспартийный крестьянин Вакуленко Петр и беспартийная кресть­ янка Строевая Ксения устроили свадьбу по-октябрьски. Все знакомые новобрачных торжественно собрались в сельсовет, где зарегистрировали свой брак. Из сельсовета целой вереницей ПЪвозок, украшенных красными флагами, с пением революционных песен, отправились домой. Началось празднество, но не как у других: ни пьянства, ни хулиганства, ни рек самогона. В нашем селе это первая такая свадьба. Впечат­ ление она произвела огромное. Присутствующие парни и девки говорили: — Вот та к хорошо! Лучше чем в церкви. Мы тоже так-же сделаем («С. С.» № 66). ^ В народном доме с. Худо-Сланского, Нижнеуд. вол., была красная свадьба. Ж ених— комсомолец, она— беспартийная. «Вся деревня пришла посмотреть на эту диво-свадьбу без церкви и попа. Всем это очень нравится. Сначала был небольшой докладик о новом быте, затем партий­ ная ячейка и комсомольцы приветствуют новобрачных. Приветствия передают и деле­ гатки женотдела, пионеры и уполномоченный профессионального союза» СИрк. «В. Т.» № 52). Мы уже видели из жалобы нижнеилимских старичков, что молодые люди деревни «венчаться уж совсем не венчаются». Т а к оно и есть на самом деле. Напр., из с. Б. Ключи сообщают, что венчаний в церкви и помину нет, просто зарегистрируются в РИК‘е и все. Таких свадеб' за последнее время было 13. «Поп по этому случаю из кожи лезет, дока­ зывая крестьянам, что счастья нет в супружестве без венчания, но кре­ стьяне его не слушают, а продолжают обходиться без попа» («Т . Пах.» 1926. № 5). Вполне естественно, что гражданские похороны, сравнительно с Октя­ бринами и красными свадьбами, более редксе явление в деревне (все же умирают больше старики—люди старого закала), но и о них есть не мало сообщений. # У Ковригина Михаила в с. Белоярском умерла дочь. «Не желая хоронить ее с попами, он обратился к ячейкам партии и комсомола, чтобы те помогли похоронить дочь по-простому. Ячейки не отказали. С пением революционных песен и со знаменами прошла траурная демонстрация по селу. Такие похороны в с. Белоярском первые» (Мин. «В. Т.» № 188). «Попы сейчас в большом недоумении, — шутливо замечает коррес­ пондент, — ка к это та к случилось, что покойник мимо наших р у к прошел»!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2