Сибирские огни, 1926, № 1 — 2

В с. Иргей, Ирк. губ., продали «Михайлу»: «Всего какой*нибудь десяток лет с небольшим, а какая перемена! В 1912 году иргейцы на общественные деньги купили икону архистратига Михаила. С водворе­ нием соввласти не стало почету «Михайле»--всего четыре человека оказалось желаю­ щих его охранять. Недавно иргейцы решили открыть нардом. Но средств на полное оборудование не хватало. Тогда крестьяне вспомнили про бесполезно обретающегося в селе «Ми­ хайлу». На этот раз и от него оказалась польза: «Михайла» был продан, а деньги крестьяне отдали народному дому» (Ирк. «В. Т.» 1926. № 10). В с. Орехово, Славгор р , деньги на школьные учебники достали, продав церковную утварь («Р. П.» № 242). Иногда на церковные вещи не находится охотников. Так, напр., было в С ^махиной, деревушке Иркутск, губ., с 14 дворами и 96 жителями обоего пола, из которых грамотных было всего лишь семь чел. «Сивые деды и бородатые дети их собрались среди села и продали с аукцион­ ного торга церковное имущество, находящееся в часовне их деревни. Не совсем удччна была торговля: н* некоторые вещи не нашлось охотников купить. Тогда они по-про- сту бросили их среди села. Деньги, вырученные от продажи церковного имущества, были переданы на куль­ турно-просветительные нужды» («В. Т.» <ле 262). Ка к быстро и глубоко идет разложение религиозных верований в деревне, показывают слова старых крестьян из Нижнеилимска — «мужа и жены, ярых сторонников религии и ее служителей». . «Нет. от ^бога отшатнулись шибко. Только старики да старушки кое-где придерживаются. Молодежь совсем отбилась от рук и в церковь не ходит. А если и пойдет когда, так только, чтобы с девчонками в ограде лясы точить, а в церковь то и не заглянут. Крестить, правда, кое-где еще крестят, но и то не везде. Ну, а венчаться в церкви уж и совсем не венчаются. Раньше-то у нас в приходе было три священника, так и то на всех работы хватало: за мясоед-то семьдесят свадеб венчали. А теперь ни одной. И хоронить то уж не все хоронят с попами» («Ирк. «В. Т.» № 262). 111 . / ’” Ъ т ка з от религиозных верований влечет за собой часто (но не /сегда!) о тказ и от всей церковной обрядности, с заменой ее граждан- /еким «обрядом». «Октябрины», «красные свадьбы», «гражданские похо- [роны» начинают внедряться в быт деревни. , ■Оеобежю—т а н о та й— характер в деревне принимают «октябрины». >В#т несколько наудачу выхваченных примеров: «В декабре мес. прошлого года у нас в Волчихе (Славгород. у.) состоялись впервые октябрины. Октябрили в нардоме—присутствовало 450 чел. крестьян». («Р. П.» № 14). «Не так давно в с. Абаканске было устроено первый раз крещение без попа и чаши. Зрительный зал клуба был полон народа» (Мин. «В. Т.» № 40). «Ha-днях в селе у одного из крестьян были октябрины. Партийцы, комсомольцы и пионеры ходили на октябрины с флагами и пением революционных песен» (с. Дума. Зим. у. Ирк. «В. Т.» № 39). «16 августа в избе-читальне с. Сентелек, Бащелакск. р., проводились первые октябрины. Родители ребенка гр-не Гончаровы—беспартийные крестьяне. На эту но­ вость собралось много народа,, всем было интересно посмотреть, как будут «крестить коммунисты» («3. А.» № 208). «В с. Шатуновском состоялись первые октябрины. Октябрили беспартийные крестьяне. Октябренок назван Розой в честь Розы Люксембург. После октябрин был митинг, собравший много народу» («К. А.» № 43). Эти примеры взяты из газет за 1925 год. Если судить по первому месяцу 1926 г., то «октябрины» будут скоро бытовым явлением в деревне. В с. Усть-Серта, М а р и и н ск . у., сразу провели трое октябрин, при чем «наме­ чается еще ряд октябрин» («К. 3.» 1926 № 36). В пос. Гуськовском, Новосибирск, у., «октябрины закончились большим восторгом и привет­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2