Сибирские огни, 1926, № 1 — 2

до того эта газета читается, что, пройдя десятки мозолистых р у к кре­ стьянских, превращается в ветошечку, трудно разбирать затертые буквы, а все еще читают» («Р. П. № 23). ЛТассовые антирелигиозные движения в деревне находят свое выра- жение в отказе содержать попов. Так, напр, в с. Троицком, Томск, р., крестьяне прямо постановили: «нам попов не нужно и на содержание их \ мы денег не дадим» («К. 3.» № 2 '. V__ Но самым ярким и решительным выражением антирелигиозных на­ строений деревни является закрытие церквей, с использованием их для: культувнык -т ^ ж п .—Т а кю г'ГлУча'вв-до-Сибиви за опии 1925 г. чрезвычайно много. Вот некоторые наиболее показательные и з н и х ! " — «В с. Тертеж было две церкви—старая и новая. Давно уже шефы осторож ­ ненько советовали крестьянам использовать одну из них под клуб, но крестьяне и слу­ шать не хотели. Наконец, решили: в одно из воскресений группа беспартийных крестьян с пио­ нерами, комсомольцами и партийцами собралась у церкви; веревкой сдернули крест и разобрали алтарь под неистовый плач и причитания старух. Теперь и наши старики примирились с мыслью, что в церкви клуб будет» («К. Р.» № 12). «В глухой заброшенной деревушке Качень, Жигаловск. р., много лет поп с кадилом одурманивал народ. При школе поставлена церковь. Названа она именем «архистратига Михаила». Наконец, наши мужики поняли, что хлеб родится не от Бога, а через агрономическое и культурное знание. Решили собранием снять купола и колокола и церковь превратить в нардом» (Ирк. «В. Т.» № 19). «С наступлением осени на одном из собраний гражданин д. М. Черги, Шебал. айм., был поставлен вопрос о школе и вынесено было решение отдать под школу церковь- В настоящее время школа функционирует. Здесь же ставим спектакли, граж­ дане ими интересуются, посещают каждый спектакль охотно» («О. К.» № 1). В д. Кочекь, Верхоленск. у., церковь отдали под школу («Кр. Пах.» № 79). То же сделали в с. Сайдып, Бийского у. (3. А.» № 70). В дер. Верх-Тогуле, Бийск. у., приспособили церковь под кооператив («3. А.» № 220). В Юрты Иванкино, Колпашев. р., по согласию всего общества в одной половине бездействующей церкви оборудовали нардом и избу- читальню («К. 3 » 1926 № 9). В с. Бреславка, Омск, у., крестьяне решили, что «школа—первое дело для человека», а потому единогласно постановили передать молитвенный дом школьному совету. При этом корреспондент замечает: «Теперь чуть не каждую неделю приходят гра­ ждане на сход и говорят: «я дома с богами революцию проделал, запи­ шите меня в безбожники» («Р. П.» № 29). 3 с. Воробьеве, Рубц. у., сгорела сельская церковь. Церковь была застрахована в Госстрахе, и село должно было получить страховых 4.750 рублей. «Стали думать воробьевцы,— пишет крестьянин Громов,— что делать с деньгами: строить ли новую церковь или употребить их на другие цели. Подумали, поговорили и всем селом решили: Церковь нам не нужна, от нее пользы мало и толку никакого, а давайте-ка мы купим на эти деньги трактор, вызовем землемеров, изрежем поля на многополье, заведем породистый скот; тогда и без церкви, попа и молебнов будет хлеб и жить будет легче. Нужно сказать, что весь воробьевский сельсовет состоит из беспартийных, и этот вопрос решил сначала сельсовет, а потом общее собрание абсолютным боль­ шинством утвердило» («К. А.» ■» НО). «Вот какое евангелие пишут воробьевские крестьяне— лучше, чем Демьян Бедный! Узнал крестьянин, что трактор больше принесет пользы, чем бездушные храмы с пьяными попами. Узнал и променял церковь на трактор»,— та к заканчивает свое сообщение корреспондент. Дело не ограничивается только передачей церквей под культурные нужды Чтобы их удовлетворить, зачастую распродаются церковные вещи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2