Сибирские огни, 1926, № 1 — 2

раз в год, да и то по обещанию». Казалось бы, что т у т должна быть сплошная темнота. А между тем это начало некоторых корреспонденций, за которым «сухо» сообщалось о постройке нардома, избы-читальни, об организации кр уж ка самообразования, ликпункта , с.-х. круж ка. II. Г Культурный сдвиг деревни нагляднее всего сказывается в возможности и укреплении антирелигиозного движения. Деревня отворачивается от церкви и попов. Рушатся вековые верования, подтачиваемые новыми куль­ турными веяниями. Антирелигиозное движение в деревне совершается в атмосфере раскаленного интереса к религиозному вопросу. Всякого рода религиоз­ ные диспуты совершаются при переполненных помещениях, при затаенном дыхании слушателей. То, что раньше казалось незыблемым, критикуется— и это будоражит деревню. «На рождественской неделе,— пишут из с. Болотного, Томск, о кр .,— здесь был проведен религиозный диспут. Выступили секретарь райкома ВКП тов. Воронин и здешние евангелисты. Здание нардома не вмещало желающих слушать диспут. Возгласы «правильно», «плохи наши защит­ ники бога», а также дружные аплодисменты часто прерывали докладчика тов. Воронина» (К. 3. 1926. № 24). Православные попы из страха подорвать окончательно свой престиж не любят выступать на диспутах. Крестьяне с. Кортуз, Абаканск. р., вызывали своего попа в нардом на диспут. «Поп отказался, боясь сесть в галошу»,— пишет кортузский крестьянин (Мин. «В. Т.» № 281). Деревня бежит на антирелигиозные доклады и спектакли. В с. Енисейском, Бийского у., граждане справляли комсомольское рождество. Многие крестьяне не пошли слушать поповские речи, а отпра­ вились в избу-читальню на антирелигиозный вечер. «Все доклады слушаюсь крестьянами внимательно. После крестьяне задали докладчикам целый ряд вопросов, на которые получили исчерпы­ вающие ответы. Кроме докладов, была декламация, музыка и спектакль. Затянулся антирелигиозный вечер до 3 часов утра. Крестьяне всем этим остались очень довольны и просили доклады повторить еще раз, дабы их могли послушать все старики» («3. А.» № 16). ,— В с. Кортуз, Абаканск. р., перед праздником было прочитано не­ сколько антирелигиозных лекций на тему «Возникновение религий» и «Мироздание». Кроме того, проводились беседы, на которых разбиралось по косточкам «рождение Христа». «7 января был поставлен антирелигиозный спектакль, прошедший при переполненном зрительном зале. Спектакль посетили не только мо­ лодежь, но и старые, степенные люди. Кружок безбожников, возникший летом п. г., значительно увели­ чился» (Мин. «В. Т.» № 12). Записаться в деревне в «безбожники»—это все-таки шаг решитель­ ный, и на этот шаг теперь в деревне идут смело. В селе Быстрый Исток после антирелигиозного собеседования и агитсуда число «безбожников» сразу дошло до 50 чел. («3. А.» № 2). В с. Суховском, Тасеевск. р., 5 января организовался кр уж о к «Безбожника», который «поставил своей задачей изжить в селе старые религиозные устои» (Т . Пах.» 1926. № 5). «Безбожником», когда он попадает в деревню, зачитываются. В с. Зубковском , Славгород. у., «лучше всего читается газета ^Безбожник»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2