Сибирские огни, 1926, № 1 — 2

В «доброе» царское время д. Самбур, Славгород. р., была темная деревня. Не было даже школы. «Теперь в деревне имеется три вида кооперации: кредитная, молочная и потреб" общество. Все население деревни почти поголовно состоит пайщиками во всех коопе­ ративах. Школа в деревне поддерживается самим населением. Организована изба-читальня. Сами крестьяне приступают к ремонту здания избы-читальни. Там будут производиться постановки спектаклей, устраиваться вечера, беседы. Население охотно идет на выписку газет. Сейчас в Самбуре одна газета на три двора («Ст. Пр.» 1926. № 9). «Кто бывал раньше в Самбуре и сейчас, та к то т удивится, ка к быстро выросла эта деревня»,— торжествует корреспондент. Глухая деревня Горево, Минус, у., и небольшая, всего 87 дворов, а культурная работа в ней ведется не малая. «Граждане охотно принимают участие в работе Красного уголка. Ни одна газета не проходит мимо рук крестьян, за газетой приходят в сельсовет и просят почитать. В Горево имеются ячейки всех обществ. В ячейке ОДН насчитывается 42 члена, О Д Ф —25, МОПР—39 и Доброхима— 19 членов. В деревне есть партячейка. Организована ячейка РЛКСМ. Обе ячейки стоят во главе всей культурной и политико-просветительной работы в деревне. Женщины также привлечены к общественной работе. Имеется делегатское собрание из 15 жен­ щин. Работу среди женщин ведет партячейка. 18 февраля прибыла в селение школа-передвижка для проведения двухнедель­ ных занятий по политграмоте» (Мин. «В. Т.» № 63). В небольшом селе Савватеевском, в Иркутской губ., большая кул ь ­ турная жизнь: «В Савватеевко работают ячейки ВКП и PJ1KCM, кружки политграмоты, по ликвидации неграмотности, драматический кружок и сельскохозяйственный. Для усиления средств школы и избы-читальни население еще с прошлого года приступило к общественным запашкам. В этом году площадь запашек увеличивается. Население поголовно кооперировалось. В селе работает потребительское общество и отделение сою за охотников. Начаты работы по созданию сельско-хозяйственного товарищества по сбыту и переработке продуктов. Много делает население и в области улучшения своего сельского хозяйства» (Ирк. «В. Т.» № 141). И примеров такого культурного оживления в деревне много. Здесь приведены лишь некоторые, более яркие. Часто селькоры скуповаты на слова, но за немногими словами скрывается история больших достижений. Бывают такие «сухие» корреспонденции: «На 57 дворов выписывается 58 э кз. газет, кроме того, получается еще несколько журналов разных названий. Имеется также кр уж о к друзей газеты, ячейка Авиахима и Красный уголок» (Пос. Казанцево, Бачатск. р. «Куз.» 19 /6 № 31). Или: «До 1924 года ни ка ких культурно-просветительных организаций у нас не было. Только за последнее время организовали мы разные кр уж ­ ки и ячейки. Сейчас работают: драматический кр уж о к, ячейка ОДН, ячей­ ка Авиахима, ячейка МОПР'а. Население выписывает до 40 экземпляров «Сельской Правды». Оборудовали нардом. Ставятся спектакли. Выстроена новая изба-читальня, куплена литература» (пос. Михайловский, Новосиб. окр. «С. П.» № 60). Но надо знать деревню, чтобы сразу же понять значение та ких кр а тки х сообщений. Ведь часто фоном та ких культурных начинаний бывает такая картина: «наш поселок населен преимущественно бедняками и находится в глуши»; «в нашей деревне все украинцы. Живем непри­ глядно —в землянках да в мазанках. По всей деревушке доброго поме­ щения не сыщешь»; «до сих пор в нашем селе не было школы и избы- читальни, не было также ячеек ВКП и РЛКСМ. Шефы к нам заглядывали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2