Сибирские огни, 1926, № 1 — 2

культурную дорогу» (Мин. «В. Т.» 1926 № 21*). Красноармеец из села Куяш ки, Родинск. р., тоже не узнает своей деревни— «так она за время моей службы выросла и переменилась» («Ст. П.» 1926. № 21). А надо принять во внимание, что красноармейцы и сами за время своей службы много поумнели и культурные запросы их стали далеко выше. Многие селькоры во-время заметили культурный сдвиг своего села или деревни. «Граждане тянутся к свету»; «у крестьян нашей деревни начинает появляться стремление к культурной жизни»; «в тьму нашу деревенскую проник луч света»; «деревня начинает просыпаться»; «про­ бужденные упорной борьбой советской власти, граждане решили органи­ зоваться, чтобы дружно повести борьбу внутри своей деревни со всем старым, заменяя его новым»; «наш поселок стремится выбиться из вековой тьмы», «с приходом Советской власти, деревня превратилась совершенно в другую»; «у населения большая тяга к просвещению», — это обычные концы и начала многих деревенских корреспонденций. После указания на то, что «деревня просыпается», т у т же следует и опасение— в чем это пробуждение состоит. Эти подробности особенно ярко рисуют культурное перерождение сибирской деревни, особенно в сравнении с дореволюционным временем. Кто тогда был в деревне носи­ телем культуры ,— разве только учитель, который дальше школы своего носа не показывал. Какие культурные учреждения были тогда в деревне? Одна школа, где лишь изредка устраивались «чтения», да и то больше с религиозно патриотическим направлением. А теперь: «Село Куяшки, Родинского района, в каких-нибудь два года совершенно изме­ нило свой вид. Не было никаких в нем организаций, кроме сельсовета и кооперации, а теперь в нем партийная ячейка, ячейка РЛКСМ, добровольные общества—МОПР, ОДН, Авиа- хим и даже пионерская организация Часто вечерами крестьяне собираются в клуб, где проводятся политзанятия и разные беседы. Настроение крестьян совершенно изменилось, некоторые религиоз­ ные стали чаще посещать клуб, нежели церковь» («Ст. П.», 1926, № 21). В дер. Яя-Пётропавловка, Томск, окр., кругом которой «все тайга, торчат обгорелые пни и зыбкие болота», «активность крестьян растет, они интересуются работой сельсовета, партийной ячейки, указывают на недостатки в работе. Почти что все ходят в избу-читальню слушать доклады, беседы, читают газеты, а иногда ведут разговоры о своих обще­ ственных делах. Около 25 домохозяев из 64-х постоянно бывают в избе-читальне и принимают активное участие в ее работе: состоят в кружках, участвуют в стенной газете, бывают на собраниях и т. д. Из общественных организаций здесь созданы: МОПР, с количеством 38 человек членов, О Д Н - с количеством 14 человек, а также и ОДВФ . В отношении религиозности местная церковь, по постановлению общего соб ра­ ния крестьян, закрыта. Верующими остапись только старички да женщины. Женщины ходят на свои и общекрестьянские собрания, высказываются там, посещают избу-читальню» («С. С.» № 53). *) Обозначение газет принято следующее: Ирк. «В. Т .»— «Власть Труда», Иркутск; Мин. «В. Т.» «Власть Труда» Минусинск, «К. 3.»— «Красное Знамя», Томск; «К. Р.»— «Красноярский Рабочий»; «Р. П.» -Рабочий Путь», Омск; «С. С.» -«Советская Сибирь», Новосибирск; «Т. Пах.»-* «Труд Пахаря», Канск; «Т. П.»“ «Трудовая Правда», Ачинск, «Ст. П.»т-«Степная Правда», Славгород; «Н. Д.» «Новая Деревня», Камень. Выдержки взяты преимущественно из газет за 1925 г. Там, где использован материал 1926 т., год указан.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2