Сибирские огни, 1926, № 1 — 2

дельческого района Сев. Манчжурии; лишь на втором месте может быть по­ ставлено развитие сельскохозяйственной промышленности в Приханкайском районе на основе местного и манчжурского сырья. Южно-Уссурийский центр областного хозяйства ныне весьма мало связан с Амурско-Хабаровским, и такое положение, повидимому, сохранится и в ближайшие годы. Второй центр областного хозяйства, Амурско-Хабаровский, можно рас­ сматривать, к а к преимущественно сырьевой и колонизационный, при чем основными видами его сырья являются лес и сельскохозяйственные продукты. Вместе с тем этому центру в дальнейшем придется играть роль транзитного пути для обслуживания правобережного манчжурского Приамурья, тяготею­ щего к Амуру и Уссурийской железной дороге. Кроме того, с севера Амурско- Хабаровский район будет притягивать к себе грузы из Якутии и Зейско-Ал- данского округа и в свою очередь снабжать их продовольствием собственного производства и промышленными товарами, приходящими сюда из-за Урала. Сообразно с таким значением обоих экономических центров, Дальне­ восточная плановая комиссия наметила следующий план капитального строительства в области на ближайшие годы. В основу этого строительства поло-жено развитие колонизации и транс­ порта, поскольку население и пути сообщения являются главными фактора­ ми экономики, а дальневосточной в особенности. Сравнение области с Союзом ССР в отношении плотности населения и длины железнодорожного пути ока­ зывается далеко не в пользу первой. В самом деле, на 100 кв. километров в СССР приходится 740 чел. населения, а в ДВО (без Сахалина и Камчатки)— всего 135 чел.; в СССР— 1,16 килом, железнодорожного пути, в ДВО—0,38 к и ­ лом. Приведенные цифры с достаточной ясностью показывают, какое значе­ ние имеет развитие колонизации и транспорта на Дальнем Востоке. Согласно разработанному п утвержденному Дальневосточным Экономи­ ческим Совещанием плану колонизации, основной поток переселенцев пред­ полагается направить в Амурско-Хабаровский район. В течение ближайшего десятилетия сюда решено вселить от 275.000 до 300.000 чел. земледельческо- промыслового населения, что увеличит общую численность населения этого района (вместе с естественным приростом его) до 80 птгац. (в Южно-Уссурий- ский район предполагается поселить всего лишь 10.3000 чел.*). Такое уве­ личение местного населения, с одной стороны, предполагает проведение ряда предварительных мероприятий, а с другой,— значительно ускорить темп хо­ зяйственного развития Амурско-Хабаровского района. Для проведения в этом районе намеченного плана колонизации необхо­ димо предварительно произвести здесь большие мелиоративные работы: рас­ чистить для переселенцев значительные площади земли из-под леса и распа­ хать целины, осушить около 650.000 дес., проложить 2.800 килом, проселоч­ ных и полевых дорог и проч. Выполнение указанных мелиоративных работ и размещение переселенцев предполагается в уже обжитой полосе, путем выде­ ления излишков земли, неиспользованной местным населением. Такой способ колонизации обеспечит более дешевое проведение мелиоративных работ и све­ дет к минимуму дорожное строительство, поскольку обжитая полоса Амур­ ско-Хабаровского района тяготеет к амурскому водному и железнодорожно­ *) По последним известиям. Нар. Ком. Земледелия предполагает почти втрое повысить количество переселенцев в ДВО. сравнительно с указанным планом Такое расширение колонизационного плана потребует и соответствующего увеличения средств и удлинения сроков для его проведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2