Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
«Предполагалось,— говорит проф. Фирсо-в,— задерживать ясырь на границах Сибири в Россию с тем, чтобы крещеных туземок (инородок) на правлять в замужество к сибирцам, а некрещеных возвращать 'инородцам». «Для тех же целей обеспечения женского вопроса в Сибири рекомендовалось распространение христианства, которое в первое столетие почти совсем не распространялось в завоеванном крае, т. к. слишком много ненависти было у инородцев к пришельцам». Издан был еще закон о возвращении инородцам за выкуп плененных у них людей, а также о возвращении ясыря бунтовавшим инородцам, ко то рые потом принесут повинную. В 1618 году о возвращении ясыря просили у тобольских и татарских вла стей калмыки, а в 1737 году было предписано из Москвы отпустить на роди ну по Якутской области и по району Камчатки из рабства всех военноплен ных, которые еще не крещены. Властные требования самой сибирской жизни, конечно, шли против всех вышеперечисленных законодательных пожеланий. «Ясырь,— говорит Фирсо-в,— обычно только тогда регистрировался, когда уже фактически долгое время пробудет в неволе и всегда узаконялся задним числом; на сторожевых заставах, при всеобщем взяточничестве того времени, провозимые рабы никем не задерживались!, а на требование центра о возвращении ясыря к инородцам на родину, местные сибирские власти обычно отвечали- о неразыскании таковых или они все помре...». Точно так же не привели к желательной цели разного рода религиозные попытки,— вроде «чтобы крещеный ясырь не возвращался в среду язычников- инородцев, но зачислялся бы на государеву службу», и чтобы «некрещеные инородки выдавались замуж за русских и безусловно крещеных инородцев». «В действительности, крещение инородцев послужило только к усиле нию рабства в Сибири,— отмечает Шашков,— та к ка к тем- самым узаконя- лось право крестящего (крестного, т. е. воспреемника) на дальнейшее владе ние таковыми рабами». Не гуманитарно-религиозными соображениями руководствовался зако нодатель, когда издавал предписания о праве только на регистрируемый яхырь, или что крещение инородцев должно производиться одним только опреде ленным лицом, а исключительно соображениями того порядка, «чтобы от чрез мерного развития рабства не пустела сибирская земля в инородческих рай онах и чтобы тем самым ясачные люди не ожесточались против русского царя». 1 «Но пожелания законодателя о смягчении форм рабства в Сибири оста вались только на бумаге, ибо с развитием торговли и промыслов началось по всей Сибири— от Урала и до Камчатки— экономическое закабаливание ино родцев путем торговли, спаивания и задолженнести. Повсюду стали соста вляться юридические акты о кабальной запродаже инородцам в вечную не волю своего личного труда и труда жен и детей. В Березове, например, ино родцы были доведены до такой крайности обнищания, что вынуждены были продавать купцам своих детей: 7-мм летних остячек по 20 копеек, а мальчи ков того же возраста— по 25 копеек, записывая их, по словам исследователя архивных дел Абрамова, в вечное холопство». «Эта экономическая кабала,— отмечает Шашков,— в действительности оказывалась по всей Сибири даже большим по широте базисом рабства, чем «рабство» в своем более тесном смысле слова, к а к ясыръство.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2