Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
жестоко отомщенное в 1618 году экспедицией Воронцова, которая прошла всю степь почти до верховьев р. Ишима. В 1647 году восставшие буряты истребили всю высланную против них команду в составе до полутораста человек. В 1667 году 'вспыхнул та к назы ваемый Сейтовский бунт башкир. В 1665 году произошло' значительное по размерам' восстание тунгусов, намеревавшихся перейти в китайское поддан ство, где тогда даже ясак требовался значительно меньший. В 1736 году произошел третий башкирский бунт. При подавлении это го бунта было убито, казнено, пленено и разослано по тюрьмам, во флот и ссылку в общей сложности около 28.000 -чел., и подавление бунтов и загово ров туземцев всегда приносило русским новые прибыльные источники ясырь- ства. И если в тот исторический период рабство в Сибири все-таки не достигло ужасающих размеров, так только потому, что рабы тогда, главным образом, применялись только в качестве домашней прислуги и ка к средство для пе редвижения транспорта. Других же более сильных стимулов к развитию раб ства еще не было. Но вот в Сибири начинают выкристаллизовываться классы и сословия: местное дворянство, ищущее для себя земельного обеспечения, духовенство, твердое к земле крестьянство, сословие оседлых казаков, посадские и торго вые люди. Если завоевателей и первых засельшиков Сибири можно аллегорически себе представить в виде разбойников на большой дороге, которые или граби ли от туземного населения «мягкую рухлядь» для своего московского влады ки , не забывая, конечно, при этом и самих себя,— то теперь уже в истории Сибири появляется буржуй всех оттенков и мастей, буржуй периода первона чального накопления капитала. И с того именно времени, ка к южная граница по Западной Сибири была отнесена значительно в глубь средне-азиатских владений, рабство в Сибири начинает усиленно развиваться, ибо переселенные на завоеванную чернозем ную степь русские колонисты нуждались в рабочих руках. «Тогда,— говорит летописец,— каждый старался записать за собою для развития своего сельского хозяйства ка к можно больше продаваемых плен-' ных инородцев (ясыря), а! равно ссылаемых из России преступников и всякого рода бродячих людей». Сибирское крестьянство нуждалось в кабальном тру де для разработки невинных земель и скотского выпаса на отдельных уро чищах. Духовенство и монастыри не уступали людям светским. Торговый люд Сибири, где— по данным обследования Семевского— кулачество нередко до стигало таких чудовищных размеров и столь извращенных появлений, ка к нигде, даже в пределах Европейской России, без рабского труда также не мог обходиться. «В X V III веке,— говорит Н. Ядринцев,— рабская тенденция в Сибири уже достаточно укрепилась, найдя для себя опору в крепостном духе, перенесен ном за Урал из России. Сибирские купцы просили, чтобы им тоже дозволили иметь крепостных, видя готовый элемент для этого в инородцах». В X V II-X V III веках для развития сибирского земледелия очень много порабощалось башкирцев, вполне свычных к занятию сельским хозяйством. Киргиз записывали за собою, главным образом, оседающие по Сибири воль ные земледельцы. Но более всего рабского труда доставило сибирскому зем ледельцу падение Джунгарии. Гонимые из Джунгарии оспенною эпидемией
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2