Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
лишь рабы из инородческой среды. Это были «дворовые люди», «прислуга» и «господская челядь», в которых нуждались едущие за Урал воеводы и дру гие власть имущие лица. Впрочем, каждый служилый-торговый человек Си бири тогда не мог обойтись без использования кабального труда. За недо статком в заселяющемся крае лошадей, пришлось людей применять для запряж ки в нарты, к бичевой тяге судов и для гребли на лодках, тем более, что трудо- • вая повинность была обязательная, а казенные грузы и тяжести приходилось перевозить на дальние расстояния, за тысячи верст. Для указываемых целей кабальный труд инородческих женщин был наи более подходящим, ибо1и надзора над женщинами требовалось меньше. Вообще, спрос на женщину-инородку со стороны русского населения в первые два столетия сибирской истории был постоянный, так ка к она удо влетворяла не только половым запросам покорителей края, но и ту нужду в рабочих руках, которая властно диктовалась экономической необходимостью. Военнопленных рабов давали по преимуществу остяцкие и самоедские племена. В 1596 году массами были полонены в ясырь башкирцы, в 1628 го ду—буряты, а с первой половины X V II века до первой четверти XV IП -го— енисейские киргизы, которые тогда, вследствие кровавых междоусобий с кал мыками (джунгарами), тысячами спасались бегством на верховьях Енисея в пределы русского владычества. В 1632 году «тобольские и татарские служилые люди, божию милостью,— ка к говорил летописец,— ходили на калмыков и привели в г. Тару многих невольников». В 80-х годах XV II столетия, при по корениях в Восточной Сибири, тысячами истребляются и захватываются в плен тунгусы. В тех же годах начались еще более ужасающие, по своим же стокостям, амурские победы Хабарова над воинственными даурами. В 70-х годах XV II века, при столкновении с калмыками в Западной Си бири, женщины уводились сотнями, а в 1674 году— даже с детьми. Хабаров- амурский захватил у тунгусов в полон поголовно' всех старых и молодых жен щин, всего 243 души. В 1645 году якуты жаловались в Москву, что служилые люгч «баб у них еммот насильно». Такая же жалоба последовала в 1680 году, когда пленных женщин целыми партиями направляли в Иркутский острог, а затем тунгусских девочек продавали поштучно, ценою по семи соболей. На конец, на Колыме женщин даже брали за ясак, а потом продавали в неволю. К концу XV II века, когда почти закончилось покорение русскими Си бири, начались многочисленные восстания туземцев, а также беспрерывные бунтарские заговоры инородцев против русского владычества. Беспощадно истребляемые при завоеваниях, до.крайности закабаленные непомерным ясаком и разоряемые произволом и насилиями служилого люда, покоренные аборигены края долго не могли примириться со своею участью. В X V II столетии русской государственности в Сибири не раз угрожала серьезная опасность со стороны восстававших туземцев. В 1640 году, например, возмутились остяки. Восстание началось в Ля- пинской волости, Березовского уезда. В 1661-62 годах разростался заговор, во главе которого' стояли представители всех остяцких волостей и самоедских родов*). В 1608 году подготовлялся бунт в Нарым-Кеги, нынешней Томской гу бернии. В 1616 году восставшие остяки перебили в Сургуте 30 казаков. В том же году произошло особенно внушительное восстание киргизов—восстание, *1 Огородников, В. И. «Из истории инородческих волнений в Сибири». Чи та. 1922 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2