Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
«Женский и детский труд удобнее всего было эксплоатировать, ка к пол ную собственность; малолетние девочки продавались всего по 20 коп., маль чики впоследствии были самыми полезными работниками»*). Каждый покупатель старался, понятно, запастись живым товаром не только для своих личных потребностей, но также и для перепродажи другим. Живой товар был самый ходкий на рынках того времени. «Растление малолетних,— говорит Шашков,—было повсюду заурядным явлением на заре сибирской истории». В тот период сибирской истории многоженство начало широко распро страняться среди русских. Оно неудержно развивалось даже среди простых казаков. Для борьбы с многоженством учреждается в 1621 году в г. Тобольске кафедра архипастыря. А в 1714 году иркутский епископ Иннокентий доносит, что «церкви нет никакой возможности бороться с этим злом, что двуженцев много в самом Иркутске». ' В Сибири, ка к среди русских, так и туземцев, был в то время довольно широко распространен обычай отдавать женщин в картом (во временное поль зование за плату). Таковые женщины назывались «кортомными девками». Нужно служилому или торговому человеку надолго-отлучиться от сво его дома, и он составляет для своего дружка «купчую запись» на свою налож ницу, дабы по возвращении он маг снова начать пользоваться и по своему усмотрению распоряжаться отданной в кортом девкой. Еще шаг и мы видим, « как— по славам С. Шашкова— многие сибирские воеводы, чтобы иметь для себя некоторый приватный доход, устраивали от себя лично ищи1же по кортому, в наиболее населенных пунктах дома терпи мости, <по преимуществу из состава невольниц-инородок». Об этом* свидетельствуют и: сохранившиеся официальные документы, изданные «указы с воспрещением иметь воеводам у себя винные и карточ ные притоны, блядные дома и укрывать беглых людей, чужих холопей». Когда Сибирь только заселялась, приходилось пролагать дороги, устра ивать сообщение между заселяемыми пунктами и острожками, расчищать ле са, мостить гати, возводить постройки, укреплять города и острожки. Спрос на рабочую физическую силу был тогда беспредельный. Каждый шаг победоносно продвигающихся вглубь Сибири казаков—с р. Тобола на Иртыш, с Иртыша на Обь, с Оби на Енисей и с Енисея на Амур, Лену и т. д.,— сейчас же закрепляется устройством защитного городка-острож- ка. Казаки старались поддерживать связь не только между всеми укрепляемы- мы пунктами, но также и с самою Москвою. Постоянно проявлялась за бота об обеспечении авангарда борцов жалованьем, продовольствием, боепри пасами, присылкою подкреплений. Следам за завоевателями катилась волна русских колонистов, которые заводили в крае торговлю, занялись промысла ми и закладывали пашню. Дорожное строительство выполнялось, а перевозка служилых людей и доставка материала для построек, ка к натуральная повинность в дополнение к уплачиваемому ясаку, совершалась в первую очередь туземным населением. Для выполнения натуральных повинностей привлекались также пашенные кре стьяне и посадские, а равно захребетники, гуляющие люди, казаки и даже воинские команды. Но в то историческое прошлое Сибири была одна отрасль кабального труда, для выполнения которой почти исключительно вербовались *) Фирсов. Н. Н.— «Чтения по истории Сибири». Вып. 1. Москва. 1920 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2