Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
к своим природным сибирякам—сибиряки вас не понимают, зубоскально сме ются над вами, чувствуют к вам антипатию, ка к к не своему, ‘несходному с ними в понятиях; хотите ли вы примкнуть к приезжим наиболее интеллигент ным людям, то говорят вам: «уезжайте скорее вместе с нами в Россию или заграницу, бросьте поскорее Сибирь проклятую, к а к и мы скоро бросим ее». Щаггов оказался в трагическом одиночестве. Некуда податься. Мечтать о возврате в Россию невозможно. Жить же в ссылке нельзя. Окружающая сре да живет эгоисти ческ и-приобретательск ими интересами: «капусткой», нажи вой, грабежом, картами и проч. и, конечно, эта среда не могла понять Щапова. Редкие одиночки время от времени собирались на вечеринки для того, чтобы обсудить тот или другой вопрос. Но в довершение всего заболела Ольга Ивановна, литературная связь с Петербургом прерывалась и в двери квартиры Щапова постучала нищета. «С вечной тоской, скорбью и горем, безвыездно, безвыходно мы,— писал Щапов,— оставались чахнуть в иркутских безжизненных жилищах, постоян но воздыхая и печалясь о том, ка к бы и чем бы в срок заплатить за квартиру, ка к бы и на что бы купить мешок или пудик муки для успокоения стряпки, ка к бы заменить^ новым до дыр, а иногда и до износу заношенное ветхое белье, ка к бы избавиться поскорее от сокрушительной, убийственной тяготы долгов». Гостей пригласить Щаповы не могли из-за невозможности купить лиш нее количество сахару и чаю. Приходилось все чаще обращаться к знакомым и занимать то 5 , то 10 рублей. j «Однажды Афанасий Прокофьевич прислал письмо с просьбой одолжить 10 или около того рублей. Я послал. Вслед за этим мне принесли сверток с за пиской. В свертке были серебряные ложки, а в записке Афанасий Прокофьевич просил оставить в залог серебро». Смерть Ольги Ивановны в марте 1874 года окончательно выбила Щапо ва из колеи. Физические и умственные силы его стали гаснуть. Появился спут ник несчастья— алкоголь и, вместе с ним, самая настоящая нищета. Щапов пи тался уже только хлебом с водой, при чем фактически жил тем, что ему дава ли его редкие знакомые. Лицам, которые Щапову помогали, он оставлял право после смерти издавать его труды. Правда, находились кое-какие доброжела тели, устраивали лекцию, где Щапов должен был выступать, одевали Щапова в сборное платье, но голос и умственные силы, надорванные нищетой, уже не повиновались. j 27-го февраля 1876 года Щапов умер от туберкулеза и голода. Известие о смерти Щапова запрещено было напечатать. Гроб провожали только несколько человек. В Петербурге о смерти Щапова узнали значитель но' позднее и то совершенно случайно. «Покойный Афанасий Прокофьевич,— по меткой характеристике Пле ханова,— принадлежал к числу самых типичных и самых замечательных пред ставителей нашего мыслящего пролетариата»*). Современное советское общество не должно пройти мимо этого скорб ного юбилея. Образ великомученика, «столпника», «фанатика» Афанасия должен быть известен современному мыслящему пролетариату. Он не был идеологом пролетариата, но он шел по пути, который бы его неизбежно привел к пролетариату. *) Г. В. Плеханов, Т. I. Стр. 11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2