Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
Передовая общественная мысль проникала в то время даже за ограду церковнослужителя. Ольга Ивановна воспиталась в семье протоиерея. Но она работала и участвовала в круж ках революционно-настроенной молодежи. Ольга Ивановна была знакома с сочинениями Щапова и, еще не зная его, про никлась к нему чувством глубокого уважения. Встреча со Щаповым укрепила эти отношения. Узнав о высылке Щапова, она категорически заявила, что едет вместе с ним в Сибирь. Ольга Ивановна была человеком исключительных моральных качеств. Простая деревенская женщина назвала ее праведницей. Это был только что нарождавшийся тип передовой русской женщины-революционерки. Такие люди, к а к Ольга Ивановна, тогда шли в народ, шли на активную политическую борьбу, шли в неравную борьбу за свои убеждения. Влияние Ольги Ивановны на Щапова было самым благотворным. «Сама Ольга Ивановна было многострадательным воплощением,— утвер дительно могу сказать, почти идеальной чистоты души, чувства, мысли, со вести, искреннейшей прямоты и редкой твердости, самостоятельности и энер гии характера, доходившей поистине до стоицизма в лучшем его значении; была живым воплощением, олицетворением истинной демократичности, вы сокой гуманности и честности». Так характеризует Ольгу Ивановну сам Афанасий Прокофьевич. В Сибирь Щапов ехал охотно. Возможность увидеть свою родину, вера в сравнительно короткий срок пребывания в Сибири, вера в возможность на учной работы— скрашивали факт высылки Щапова. По приезде в Иркутск, Щапов пишет свои научные работы, собирает исторический и энографический материал и проч. Но и тут его не оставляют в покое. Его привлекают по процессу си бирских автономистов и везут в Омск на допрос. Улик против Щапова не оказалось, и Щапов был оставлен в покое, но подозрение во вредном сепара тистском уклоне мысли осталось. Чем дальше жил Щапов и чем больше он знакомился с сибирскими нравами и сибирским обществом, тем труднее ему становилось жить. Щапов не мог молчать: ему нужна была аудитория, но ее не было; ему нужна была библиотека— ее также не было; наконец, ему нужно было куль турное общество и его также не было. Щапов оказался блокированным не- обЧ.тными пространствами Сибири и тупостью окружающей среды. «Туземность, можно сказать, полудикарская, полуживотная, положи тельно была не подготовлена, не развита к чему-либо возвышенно-идеальному Сибиряки и сибирячки, даже наиболее образованные или самохвально вели чавшиеся туземной местной интеллигенцией, всецело поглощены были эгоисти ческими семейно-родовыми и своекорыстно-скопидомскими интересами. Поневоле, в течение нашего десятилетнего пребывания в Иркутске, мы с Оленькой жили отрешенно от общества. Да, собственно говоря, в Иркутске и не было, да и доселе нет общества в строгом смысле этого слова, не было и нет общества органически-однородного, цельного, самобытного из самого себя, только лишь под влиянием внешних цивилизующих импульсов генера тивно, последовательно, нарождавшегося и развивавшегося. Все резко-состав ные элементы сибирского общества не только разрозненны, расплывчаты1, но и взаимно антагонистичны». «Если вы,— продолжал Щапов,—природный сибиряк, но измененный влиянием науки и европейских социальных идей,— то хотите ли вы примкнуть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2