Сибирские огни, 1926, № 1 — 2

Казанские студенты, узнавшие, что в Дворянском Собрании по случаю «победы» над крестьянами было организовано торжество,— решили отслу­ жить панихиду. ; На этой панихиде присутствовал Щапов. Взволнованный, потрясенный чудовищным преступлением правительства, Щапов с амвона сказал речь, текст которой только теперь правдиво восстановлен. Вот текст этой речи: «Друга, за народ убитые! Демократ-Христос, доселе мифический,—бо­ готворимый европейским человечеством, страданиям которого все люди бу­ дут поклоняться на предстоящей страстной неделе,— возвестил миру общин­ но-демократическую свободу, во времена ига Римской Империи и рабства на­ родов,— и за то военно-пилатовским судом пригвожден был ко кресту, и явил­ ся всемирно-искупительной жертвой за свободу. В России за полутораста лет стали являться среди горько-страдавших темных масс народных, среди вас,— мужичков, свои Христы— демократические конспиранты. С половины про­ шлого столетия, они стали называться пророками, и народ верил в них, ка к в своих искупителей-освободителей. Вот снова явился такой пророк,— и вы, други, первые, по его воззванию, пали искупительными жертвами деспотиз­ ма за давно-ожидаемую всем народом свободу. Вы первые нарушили наш сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш не способен к инициативе политических движений. Вы громче царя и благороднее дворянина сказали народу: ныне отпущаеши раба твоего... Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь же­ лали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра,— эта земля воззовет народ к восстанию и к свободе... Мир праху ва­ шему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу! Да здравствует демократическая конституция!»*). Эту речь с амвона Щапов произнес 16-го апреля 1861 года. Эту дату надо считать последним днем его профессуры. 11 -го ноября 1860 года Щапов читал свою вступительную лекцию. Таким образом, он пробыл в Казанском университете только 5 месяцев. Узнав, что по поводу его речи затевается «дело», Щапов отправился для об’яснений в Петербург, но по дороге его арестовали и в столицу достави­ ли уже под конвоем. V. Щапова уже знали по его работам в расколе. Поэтому, когда его аре­ стованного привезли в столицу, то этот факт не мог пройти незамеченным. Внимание общества, особенно учащейся молодежи, было приковано к его имени. Между тем правосудие идет своим чередом. Его мучают бесчисленными допросами и письменными об’яснениями. Его даже вынуждают писать всеподданнейшую записку, в которой он излагает свои основные исторические и политические взгляды. Щапов на­ стаивает на необходимости самоуправления областей, выборности началь­ ствующих лиц и свободе печати. Щапов, хочет исправить ошибку бюрокра­ тической власти, подавившей земскую областную инициативу и народную са­ модеятельность. Образование государства шло путем колонизационного са- моустройства. Народ, в противовес государству, вырабатывал свои формы об­ щественной и экономической жизни. Во главе страны должен стоять Цен­ *) Подлинный текст речи приводится нами по недавно найденной личной запи­ си А. Щапова, опубликованной в издаваемом Центрархивом журнале «Красный Ар­ хив» т. 4, Год 1923, стр. 409.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2