Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
хов, а за вздохами слез мало для облегчения мысленного давления. Слово, сво бодное слово-—единственный простор мысли. Это ее свежий воздух». «Но так ка к этого воздуха не было, то поневоле приходилось,— по вер ному замечанию Плеханова,— задумываться о том, ка к бы очистить атмос феру русской жизни, не дожидаясь согласия на то «деревянных правителей», и припоминать историю прежде бывших попыток этого рода»*). Раз Щапов, когда он уже занимал кафедру русской истории в Казан ском университете, заявил, что будет читать о декабристах. «Само собой разумеется,—вспоминает Н. Аристов,— что 7-ая аудито рия к назначенному часу была битком набита; едва успел Щапов взойти на кафедру, растворилась дверь, вошел помощник попечителя Тихомандрицкий и занял место. Наступила мертвая тишина. Лектор при неожиданности немного растерялся: достал из кармана бумажку, на которой был написан конспект, по вертел ее в руках и опять положил ее в карман, потом опять вынул конспект и тотчас заявил, что лекция его имеет предметом историк! декабристов. Он на чал говорить с такой свободой и о таких подробностях, ка к будто дело шло о самых обыкновенных вещах между близкими приятелями. Эту лекцию Щапов заключил стихами: Иной восстанет грозный мститель, Иной родится мощный род, Страны своей освободитель. Проснется дремлющий народ». Такой профессор не мог, понятно, долго занимать кафедру. Фанатизм Щапова в защите своих убеждений обрекал его на мученичество. IV . Внешним поводом к аресту Щапова послужила Бездненская трагедия. Крестьянство ждало волю. Напряжение народа было необычайное. Только в марте месяце 1861 года крестьяне получают «волю» в виде огромной книги в 400 с лишним страниц, написанной совершенно непонятным для крестьянства языком. Обратиться за раз’яснением некуда. К nolny и учителю не обращают ся, та к ка к они «волю» могут истолковать в пользу помещика. И вот в селе Бездне, Спасского уезда, Казанской губ., появился начетчик, старовер Петров, который по-своему истолковал «волю» в выгодную для крестьян сторону. Цифра 10%— названа была «Крестам святой Анны». Надпись царя «быть по сему» была понятна, ка к согласие его дать постоянную волю, значит, царь дает волю и припечатывает ее крестом святой Анны. Исправник послал арестовать Петрова, но крестьяне его не выдали. Исправник об этом донес по начальству. Дело дошло до Петербурга и в результате против крестьян был послан отряд солдат. «Крестьяне в праздничных платьях с именем царя стекались для охраны Петрова. Последний читал от имени царя им приказ: «ничего не бояться и не выдавать его никому, кроме царского посланца, у которого будет звезда на голове и на двух плечах». i После неоднократных безрезультатных требований выдать Петрова, по крестьянам был открыт огонь и на месте пало 126 человек. Петров был схвачен и казнен. Весть об этом кровавом деле разнеслась по всей России. Дворянство демонстративно праздновало победу, а лучшая часть общества и особенно учащаяся молодежь возмущалась и негодовала. *) Г. В. Плеханов. Статья «А. П. Щапов». См. сочинения т. II, изд. 1923 г. стр.12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2