Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
шогб роста и с большой копною курчавых волос на большой голове, дурнец лицом; ума обширного и заносчивого, характера необузданного и вздорного; любил заниматься чтением книг сочинений ученых и сам до страсти привязан был к сочинительству. Во время сочинительства он никого не допускал к себе и рычал, ка к зверь, если кто мешал ему. Поэтому все и сторонились его, а он в довольстве от того и проводил все свое свободное время среди своих книг-друзей, ка к о т шельник. Общение с товарищами он имел только тогда, когда нужно и можно о чем-либо поспорить и порассудить, и в этом смысле он был неистощим и на доедлив, приходил в азарт, когда его оспаривали, и непреклонно стоял на сво ем, в азарте забрызжет слюною и не отступит». Режим Казанской духовной академии мало чем отличался от семина рии. Система преподавания во времена николаевского режима была, с точки зрения настоящего времени, сплошным анекдотом. Преподаватели перебрасыва-*' лись с одной кафедры на другую не по специальности, а по усмотрению ректо ра. Светская литература была об’явлена обширнейшей пустыней. На лекциях по физике молния падала с неба в виде треугольника; одна геометрическая фигура равнялась другой только с божьей помощью. «В математике содержатся превосходные подобия священных истин, христианскою верою возвещаемых. Например, ка к числа без единицы быть не может, та к и вселенная, яко множество, без единого владыки существовать не может. В геометрии треугольник— есть первый простейший вид, и учение об оном служит основанием других геометрических строений и исследований... Святая церковь издревле употребляет треугольник символом господа, яко верховного геометра, зиждителя всея твари. Две линии, крестообразно пресе кающиеся под прямыми углами, могут быть прекраснейшим иероглифом любви и правосудия». Велся тщательный контроль за каждым шагом студента. В город без разрешения не отпускали. «Ночью, в мягкой обуви, ка к тень, скользила черная ряса с потайным фонарем и лишь только оказывалась пустая постель, ка к блестел свет, заме чался номер. А утром начиналась расправа». Но даже сквозь монастырские стены академии, через блокаду наставни ков, проникали новые веяния. Студент Щапов ухитрялся читать нелегальную для тогдашнего времени литературу. Он был особенно пристрастен ко всякого рода секретным ру кописям. Он горячо спорит на политические темы. Студенты, зная любовь Щапова к народу и желая вызвать его на горячий спор, специально посылали кого-либо с поручением сказать о народе несколько обидных для народа вы ражений. Щапов задыхается в атмосфере бесправия, он требует простора. Таким образом, постепенно формируется тот Щапов, который впоследствии громко заявит о горько-слезном народном житии и одобрит голытьбу кабацкую со Стенькой Разиным. В Казанскую академию совершенно случайно попала библиотека по расколу, перевезенная с Соловецких островов. Щапов нашел в материалах по расколу целое откровение. Перед ним раскрылся новый протестантский мир в среде простого народа. Работы в би блиотеке по расколу имели на дальнейшее творчество Щапова значительное влияние.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2