Сибирские огни, 1926, № 1 — 2
пов впервые провозглашает в Сибири идеалы кооперативной взаимности и борется с эгоистически-приобретательными инстинктами сибирского об щества. В этом смысле по духу своего учения, по своему отношению к бур жуазии, по своей ненависти к буржуазной культуре Щапов является одним из предвестников современной эпохи. Исторические воззрения Щапова не содержат в себе ничего специфи- ческ и-сибирского. Но все же не случайно, что творцом колонизационной те ории явился сибиряк. Характер развития Сибири, беспрестанное колонизаци онное самоустройство сибирского населения было своего рода лабораторией, в которой легче всего осознать и развить идею колонизации и областности. II. В жилах Щапова текла крепкая мужицкая кровь. Родился он в 1830-м году в селе Анге-Верхоленского уезда Ируктской губернии. Отец его был к о ренной сибиряк, а мать бурятка. Очевидно, внешние черты свои Щапов воспринял от матери. С ранних лет Щапова отдали в иркутскую бурсу, ко то рая положила неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Из бурсы он перешел в духовную семинарию, а затем по окончании ее поступил в Казанскую духовную академию. Таким образом, все детство и юность Щапова были отравлены ядом кле рикализма. Молодые ростки неокрепшей жизни были прикрыты черной ман тией поповщины. Все лучшие порывы изгонялись розгой, бездушным форма лизмом и схоластикой. «Если бы дети бедных сельских дьячков и пономарей рассказали историю своего воспитания в духовных училищах, они бы откры ли образованному миру чудеса физиологии. Почему дети остались живы и не перемерли—это вопросительный физиологический факт». Основным методом преподавания была розга, при чем учителя отлича лись друг от друга тем, что один драл розгами до урока, а другой после уро ка. По истечении месяца драли публично, с приглашением на это «торжество» многих высокопоставленных особ. Учебников не было и об’яснений толковых также. Все сводилось к зубрежке, бессмысленному заучиванию «от—-до». Сами учителя были совершенно- безграмотными людьми. Нервное расстрой ство, бегство и смерть являлись неизбежными спутниками горемычной бур сацкой жизни. Сколько- раз драли Щапоча, об этом биография умалчивает. Надо по лагать, что Щапов не избежал общей участи. Пробыв в бурсе и семинарии почти 15 лет, Щапов в сущности отбыл 15 лет каторжных работ. Задача этой каторги—сделать живого талантливого подростка, а затем юношу, верным орудием православия и самодержавия. Далее мы увидим, что Щапов был бо гато одаренной натурой: он нашел в себе силы порвать ту паутину, в ко то -' рую был запутан с самого детства. «На первом курсе духовной академии Щапов читал много и упорно и с таким усердием занимался, что все изумлялись: он не знал никаких развле чений, не участвовал в играх и редко выходил даже на прогулку. Часов по 17 в сутки он проводил за конторкой, та к что о т его сапог образовались углубления на полу; студенты водили друг друга смотреть это диво и углубле ния прозвали «ямами нового столпника блаженного Афанасия». Один из наставников духовной академии та к характеризует Щапова: «Этот человек был преоригинальной натуры. Родом сибиряк из И ркут ска— чистый сибирский самородок, типа бурятского и сложен дубняком, боль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2