Сибирские огни, 1925, № 4 — 5

общества. Глава о Пущине в Сибири заполнена почти исключительно лично биографическим материалом. Что же ка- сается общественной стороны его пребы- вания в Сибири, то этому посвящено все- го несколько строк, которые и приводим целиком: «Сибирская жизнь дркабристов ознаме- новалась благотворным влиянием на про- свещение и культуру края. Личным своим присутствием, устройством своей жизни декабристы знакомили бедное тогдашнее и малочисленное сибирское общество с евро- пейской культурой. Выстроенные ими дома, обстановка последних, присланная из Рос- сии. после от'езда декабристов в другие пункты поселения, служили для обществен- ных и просветительных нужд данной мест- ности. Особенно много сделали они для рас- пространения грамоты среди бедного насе- ления устройством школ, частным обуче- нием у себя на-дому, пробуждением мест- ной .инициативы в этом отношении. Вели- ко их было влияние на усвоение местными жителями научно-практических приемов земледелия и других видов сельского хо- зяйства. Например, Якушкин и Пущин бы- ли пионерами ознакомления сибиряков с метеорологией. Оба они много поработали в учрежденных Якушкиным школах для ялуторовских мальчиков и девочек. Память •о Пущине была жива в Ялуторовске еще в конце 70-х годов, и тогдашние ссыльные и з политических слышали о нем отзывы, согретые нежней любовью и благодарной признательностью» (стр. 71-72). Таким образом, Пущин как будто не сделал никакого индивидуального, ему только принадлежащего, вклада в общую работу декабристов в Сибири, за исключе- нием разве занятий метеорологией и ра- боты в школах Якушкина. Это не верно. Не верно прежде всего последнее ука- зание. Поскольку можно судить по упоми- нанию о позднейшей политической ссылке, оно заимствовано из воспоминаний Чуд- новского—политического ссыльного, жив- шего в 70-х годах в Ялуторовске. Со слов местных жителей Чудновский сообщает о некоторых деталях ялуторовской жизни декабристов, при чем упоминается и о за- нятиях Пущина в школе Якушкина и о за- нятиях метеорологией. Но здесь, несомнен- но, ошибка. По крайней мере подтвержде- ний этим сообщениям не встречается ни в каких воспоминаниях и рассказах об этом периоде, а об ялуторовском кружке суще- ствует сравнительно не малая литература. Так, например, о школе Якушкина сохра- нились воспоминания его учеников—М.Зна- менского, А. Сазонович (воспитанницы од- ного из декабристов, М. И. Муравьева-Апо- стола); никто из них не упоминает о Пу- щине. Не упоминают об этом также и дру- гие мемуаристы: Лорер, Голодников и пр- да и в письмах самого Пущина нет ника- ких материалов для подтверждения этого сообщения. Также ошибочным представляется и со- общение о занятиях Пущина метеороло- гией. И уж, конечно, он ни в коем случае не может быть назван «пионером ознако- мления сибиряков с метеорологией». ' О ч е- видно. или сам Чудновский или его собе- седники спутали в данном случае Пущина с М. И. Муравьевым-Апостолом, который, действительно, много и охотно занимался метеорологическими наблюдениями, начав их еще во время пребывания своего в Ви- люйске. Это, конечно, не особенно существенная мелочь, но следует отметить, что и РСЯ картина, нарисованная С. Я. Штрайхом (в приведенной выше цитате), недостаточно отчетлива. Ни в коем случае нельзя огра- ничивать значение пребывания декабри- стов в Сибири только этим общим благо- творным, но все же косвенным воздействи- ем на культуру края. Дело не только в личном примере, невольно приобщавшем отсталое сибирское общество к европей- ской культуре. - вопрос следует ставить значительно шире и глубже, и говорить приходится не столько о косвенном и слу- чайном воздействии, но и о сознательной работе среди населения, о сознательном вмешательстве в жизнь последнего. Декабристы выработали себе как бы целый кодекс поведения изгнанников сре- ди чуждого им общества. Основой этого исписанного кодекса было желание прине- сти наибольшую пользу краю, где им суждено было' жить. Значение и не- обходимость такой работы неоднократно освещались с принципиальной стороны де- кабристами. Отчетливее всего это было фор- мулировано Луниным, Розеном, Бестуже- вым. Для Лунина в этом было продолже- ние той работы, которая привела их на площадь в день 14 декабря и позже—в Си- бирь; Мих. Бестужев видел в этом сред- ство для продления своего «политического существования за пределами политической смерти» и т. д. Ярким проявлением этого стремления посвятить себя работе среди населения и принести ему хоть какую бы то ни было пользу явилась, например, зна- менитая благотворительная деятельность декабристов в Сибири. В 'их руках э т от наименее надежный вид общественного слу- жения сделался фактом огромного обще- ственного же значения и важности. Сибирь более всего в то время нужда- лась в рядовой интеллигенции. Ей нужны были врачи, педагоги, инженеры, агроно- мы, юристы... этой-то потребности обще- ства и ответили декабристы. И. Пущин был одним из активнейших деятелей. Если Якуш- кин, Свистунов действовали, преимуще- ственно. на педагогической почве, Вольф, Фо х т, Ентальцев. Арт. Муравьев, как вра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2