Сибирские огни, 1925, № 4 — 5
КРИТИКА Н БИБЛИОГРАФИЯ . «Вьюжные Д|!и». Сборник сибирских поэтов революции. Под редакцией В. Ити- на. Сибкрайиздат. Новониколаевск. 1925. «Стихи, как устрицы: Проглотишь- ни сыт, ни голоден». И в другом месте: «Ах, забросить бы стихи подальше, Рукописи в печку затолкнуть»... Это пишет редактор сборника Вивиан Итин. Что-же заставило его. столь остро чувствующего пустьту и никчемность мно- гих и многих стихов, принять на себя за- боту и работу по выпуску нового сборни- ка стихов? Очевидно, то, что вошло в этот сборник, не похоже на устриц и не отно- сится к разряду рукописей, подлежащих сожжению. Ознакомившись с книжкой, приходишь именно к такому положительному выводу. • Книжка нужная и полезная. Она имеет свои недостатки (О них ниже), но в общем и целом вполне оправдывает свое право на существование. Здесь представлен литературный мо- лодняк Сибири, 10 поэтов, созревших в последние 7-8 лет и являющихся певцами Октябрьской революции. Почти у каждого фигурируют в стихах партизнаы, чехо-словаки, Колчак, красноар- мейцы, стычки и бои красных с белыми, отступление белых, вступление красных. А местом действия—Сибирь от Омска до Байкала и дальше. Хороши «Песни о недавнем» Mux. Ску- ратова, а еще лучше «Байкальская бась», «Якутская повесть» его же. Эти колорит- ные вещи достойны войти в хрестоматию. У Иосифа Уткина нельзя не отметить «Партизана» и «Счет», а вот его «Такую жизнь» можно было не помещать: мотив о «многоводных бабьих грудях» и о том, что мужьям не грешно «погреться у женовьих (?) ляжек» едва-ли соответствует основно- му революционно-героическому тону сбор- ника. Поэма Леонида Мартынова «Адмираль- ский час» сделана просто, четко и строго и отлично рисует развал колчаковщины, Омск периода 1918-19 г.г. Другая поэма—о 3920-м годе—написан- ная М. Терентьевой, значительно слабее: недостаточно выразительна, явно подража- тельна (отправная точка—«Двенадцать» Блока) и расплывчата, не говоря уже о ряде технических дефектов. У Г. Павлова запоминается «Песня о матери и сыне», у В. Заводчикова «Сказ о партизане». Обе вещи подкупают своей простотой, цельностью, искренностью. Интересны стихи Ал. Оленич-Гнененко, особенно «Медвежьи пляски», острая сати- ра на нейтральную обывательщину: К сожалению, автор «Медвежьих пля- сок? за последние два-три года проявляет себя, как поэт, очень редко и скупо. Своеобразны и сильны стихи В. Итина: «Веревка» (рассказ военкома о том, как он бежал из-под виселицы), «Тангенс воли» (попытка использовать в лирике математи- ческий образ) и „Наша раса", с энергич- ным рефреном. «Непонятная дышит сила, Переплескивает через край. Это мы перешли могилы, Увидали нездешний край». В упрек В. Итину нельзя, однако, не поставить слишком вольное обращение с русским языком: он употребляет прилага- тельное «железный» в сравнительной сте- пени «железней», а существительные — «голод» и «жажда» легко возводит во мно- жественное число «голодов» и «жажд». Таковы, вкратце, замечания по отдель- ным авторам. Что касается более общих недостатков, то они не менее заметны. Прежде всего неудачно название сборника: почему «Вью- жные дни?» Если это символ разбушевав- шейся народной стихии, то неужто вся гражданская война—стихия? Затем неполнота книжки. В сибирских газетах и журналах последнего пятилетия появилось не мало ярких революционных стихотворений других поэтов, и часть их следовало бы перепечатать. Стоило только внимательно порыться в комплектах перио- дических изданий и, несомненно, удалось бы собрать более разнообразный материал.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2