Сибирские огни, 1925, № 4 — 5
После, того, как публика прослушала «Марсельезу», часть присутствую- щих в «патриотическом» порыве потребовала: — Играйте «боже, царя храни»!.. Музыканты исполнили это требование. Когда заиграли царский гимн, часть гостей, и в том числе популярный в Иркутске культурно-обществен- ный деятель, б. консерватор музея В. С. О. Р. Г. О. Антон Михайлович Ста- ниловский, не встали. Тогда из группы находившихся в ресторане, офицеров один обнажил шашку и ринулся к Станиловскому, но во-время был остановлен своими же товарищами. А в это время со стороны раздался револьверный вы- стрел, простреливший Станиловскому голову и уложивший его на смерть. Стрелял железнодорожный фельдшер Шамолин (Терентий Васильевич). Опубликование «высочайшего манифеста» закончилось, таким образом, вполне достойно его авторов: «Боже, царя храни», дикое убийство, смерть уважаемого и ценного человека... _ , . ' . ; .. 7. Самооборона. Как мы видели, темные силы проявили себя сразу же, в первый момент ре- волюционного движения в Иркутске, по существу застав иркутскую демок- ратию неподготовленной, невооруженной. Но нерастерявшиеся революцион- ные организации сразу же взялись за создание надежных и сносно-вооружен- ных кадров дружинников. Было приступленно к созданию дружин самообороны. Именно'— самообо- роны, а не активных боевых ячеек и организаций, которые могли бы высту- пить в качестве авангарда восставшего народа. Первой организовалось еврей- ская самооборона. Организационные ячейки этой дружины самообороны сло- жились еще в конце 1904 г., когда в связи с предстоявшим' празднованием сто- летия открытия мощей святителя Иннокентия шли упорные толки о. подпотав- ' ливающемся ко времени торжеств прославления иркутского «чудотворца» еврейском 1 погроме. Вот поэтому то первыми жертвами иркутских октябрьских дней яви- лись братья Винер—они были членами еврейской самообороны с самого мо- мента ее возникновения. Вслед за еврейской появились эсдековская и эсеров- ская дружины. Позже возникла так называемая «вольная» дружина, где груп- пировались разнообразные, менее революционные элементы городского насе- ления. Была даже небольшая анархистская дружина. И, наконец, после погро- ма кавказцев в Глазково сорганизовалась кавказская дружина. В конце октября в городе усилились разбои, грабежи, убийства. Полиция занималась саботажем, или же способствовала грабителям и убийцам. Жизнь в городе с наступлением раннего зимнего вечера прекраща- лась: на улицах безлюдно, словно город вымер, изредка раздаются выстрелы. Иногда слышится беспомощный крик о помощи. Появились так называемые «кошевочники». Этот вид грабежа, позднее так развившийся у нас и приобревший своеобразное право гражданства, заключался в следующем: Просторная сибирская кошева, запряженная крепкими горячими лошадь- ми, быстро несется с наступлением сумерек по улицам. В кошеве сидит 3-4 ли- хих «молодца». Когда кошевка поравняется с запоздавшим пешеходом, из нее взовьется петля—«лассо», захлестнет жертву, еэ подтянут в кошеву, «выпот- рошат», оберут, разденут и выбросят прочь из кошевки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2