Сибирские огни, 1925, № 4 — 5
Свел меня с ними кузнец Иван Дорофеев. Был он хороший кузнец, но страдал лютым запоем. И то и другое качество' крайне расширяло круг зна- комств моего приятеля. Как хорошего кузнеца, его везде очень охотно при- нимали на работу, но при первом запое, случавшемся очень скоро, он терял место. Так, он перебывал во всех предприятиях, где есть какая-нибудь работа по кузнечной части. В период запоя он также находил всегда собутыльников из рабочей среды. Пользуясь своим широким кругом знакомств, он еще в на- чале 1905 г. водил меня по кустарным мастерским По всем] районам города. Но по большей части он меня знакомил с пьяницами, привлечения которых к партийной работе приходилось опасаться. Он же меня свел и с водниками Бобровского затона. Это было в апреле 1906 года. Мне. удалось провести среди водников несколько собраний. Это были квалифицированные рабочие машинных отделений, обслуживавшие зимний ремонт пароходов. Народ бывалый, знающий не только Обь, но и другие реки России, и, несомненно, более культурный и сознательный, чем все наши остальные барнаульские рабочие. Пролетарская психология сказалась сразу. Они замечательно легко воспринимали наше учение о классовых взаимоотно- шениях пролетариата и буржуазии, о прибавочной стоимости. , Но дело пропагандой не ограничилось. Помимо организации соц.-демо- кратического кружка решено было немедленно организовать профессиональ- ный союз. К этой практической задаче, перешли прямым ходом от теории приба- вочной стоимости. Тут же начали и запись в союз. Говорилось, что союз охва- тит всех водников Бобровского затона на 100 процентов, если исключить ад- министративные должности. Подавать устав на утверждение не предполага- лось, так как надежды на утверждение не было. Союз должен был работать, как чисто нелегальная организация. Его ближайшей задачей было поставлено проведение экономической забастовки за улучшение условий труда и 8-ми часовой рабочий день—в ближайшее же время, в самый горячий момент вы- хода пароходов из затона для первого весеннего рейса. Но—обязательное условие для успеха забастовки—необходимо превратить ее в общую забастов- ку всех пароходств по Оби *и Иртышу. Для этого надо было предварительно связаться с другими затонами, хотя с наиболее крупными из них—Тюменским. Решили снестись для этой цели по партийной линии с нашим Тюменским ко- митетом. Но за организацию водников мы принялись слишком поздно. Быстрое наступление весны помешало делу. Лед тронулся, когда еще организация сою- за не была закончена. На пароходах же водники слишком разобщены друг с другом. И хотя мы пытались установить их связь с берегом, распространять литературу wa судах и т. д., все э то было уже не то. Начатая работа на широ- кий размах прервалась. И уже в 1907 году, уйдя в ссылку из Барнаула, я слышал, что к новой весне бобровские водники сделали таки неудачную по- пытку провести забастовку, окончившуюся вмешательством полиции. Нужно сказать, что наш Барнаульский комитет придавал слишком не- большое значение развитию экономической борьбы рабочих, на мой взгляд— недооценивал ее. Ожидание скорого взрыва революции, всенародного вос- стания приводило к переоценке чисто политических лозунгов. Сначала поли- тическая победа, потом экономическая борьба. В результате, рабочие, вос- принимая нашу горячую политическую агитацию, все же. не получили доста- точной подготовки в экономической классовой борьбе. Некоторые" попытки осветить цели и значение экономической борьбы тем не менее делались. Передо мною сейчас лежит печатная прокламация, со-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2