Сибирские огни, 1925, № 4 — 5

В дальнейшем общество взаимопомощи было преобразовано в профес- сиональное общество, действовавшее применительно к временным правилам от 4-го марта 1906 года. Приказчичье общество с переменным успехом, то попадая под полицей- ский запрет, то возрождаясь снова, работало, кажется, до 1912 г. и было в последний раз закрыто в связи с блоком с социал-демократической организа- цией при выборах в четвертую государственную думу. Из наиболее активных работников этого первого профсоюза в Барнауле можно назвать социал-де- мократов: Новикова, Григорьева, Плотникова, Темникова. Работа общества торговых служащих сводилась к взаимопомощи 1 и к культурничеству. Не дурно работала библиотека и читальня. Вообще от общества осталось некоторое культурное наследство—кое-какие материальные ценности, реквизированные полицией. Безуспешные попытки получить разрешение томского губернатора на возобновление деятельности общества делались еще в 1915-16 г. г. Зато после февральской революции первый профессиональный союз, который организо- вался в г. Барнауле, был союз служащих. На своем организационном собрании он подчеркнул свою преемственную связь со старым союзом, действовавшим до революции. Надо было вступить во владение библиотекой и еще кое-каки- ми ценностями. Принять старый устав хотя бы только за основу не решались: не было больше надобности приспособляться к прежним полицейским усло- виям, поэтому приняли предложение: — Взять только корочки от старого устава. И это единственная- из профсоюзных организаций Барнаула, которая может проследить свою историю с 1905 года и даже раньше. в чем и подписываемся: мещанский староста Киприянов, 85 лиц грамотных и 74 лица неграмотных». Не трудно догадаться, что именно эти мещане и были вдохновителями и ру- ководителями того погрома, который в «дни свобод» бушевал в Барнауле. Во главе же «Общества попечения о народном образовании», в руках которого находился Народный Дом, стоял тогда В. К. Штильке, оставивший о себе в Сибири, особенно в Барнауле, память, как передовой общественный деятель, как ревнитель народного образования. «Появление Штильке,—как замечает его биограф, П. Юхнев,—в Барнауле от- носится к концу 1870-х или самому началу 1880-х годов, когда он, в качестве адми- нистративно-высланного студента Медико-Хирургической Академии, поселился здесь и начал перебиваться частными уроками». Возникновение первых революционных кружков в Барнауле тесно связано с общественной деятельностью Штильке. И немудрено, если в «дни свобод» черносо- тенная пресса избрала его мишенью для своих нападок, а в «ни погрома» черно- сотенцы горомили его квартиру, при чем выстрелом из ружья один из погромщиков ранил его дочь. С ам Штильке, чтобы не пасть от рук громил, скрылся из Барнаула, куда он вернулся только зимой 1906 г. Но в «интересах охранения государственного- порядка и общественной безопасности», барон Нолькен, тогдашний временный воен- ный томский генерал-губернатор, распорядился о высылке Штильке в течение 48 ча- сов за пределы Сибири и Степного Края. Штильке уехал в Петербург. В 1907 г. Барнаул избрал Штильке выборщиком, а затем в члены 3-й Госу- дарственной Думы, где он примкнул к трудовикам. Работать в Думе пришлось ему 1 недолго: 15 апреля 1908 г., по дороге из Петербурга в Барнаул Штильке скончался, имея 58 лет от роду. , «Гроб его,—рассказывает П. Юхнев,—был доставлен в Барнаул. На паро- ходной пристани его встретила толпа почитателей и рабочих и... конечно, наряд полиции». Могила Штильке находится на Нагорном кладбище, рядом с могилой другого известного сибирского общественного деятеля, публициста Н. М. Ядринцева. Прим. Ред.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2