Сибирские огни, 1925, № 4 — 5

организации. Рабочие собирались для организации профсоюзов по отдельным узким профессиям: пимокаты, шубники и т. д. На этих собраниях выступал студент Авербух, активный работник соц.-демократических организаций. Помнится, собрание пимокатов в зале Народного Дома. Авербух просто, но не. особенно умело излагал задачи, профсоюза... Пимокаты внимательно слуша- ли, но сами помалкивали. Не помню, что вышло из этих попыток и дошло ли дело до принятия хотя бы проектов оформленных уставов. Во всяком Случае, эти первые попытки организации профсоюзов в Барнауле никаких практиче- ских результатов не дали. Полицейские, условия изменились в неблагоприят- ную сторону, и легализовать союзы было нельзя. Несколько удачнее пошло дело у приказчиков. Барнаул гораздо' в боль- шей степени был торговым, чем промышленным центром. Был ряд крупных торговых фирм, имевших довольно компактные группы торговых служащих. Передовая часть приказчиков была до некоторой степени вовлечена в ту просветительную работу, которая велась Народным Домом. Еще до революции 1905 года существовало «общество взаимного вспоможения личного труда». Руководителем его был ссыльный народник М. О. Курский. Это общество но- сило характер товарищеской кассы взаимопомощи. Членами в нем могли быть все «работники личного труда», т. е. не только работающие по найму, но и лица свободных профессий. Фактически же оно целиком состояло 1 из при- казчиков с примесью небольшого 1 числа интеллигентов-разночинцев. В 1904 году это общество вступает на путь большего профессиональ- ного оформления и преобразуется в «Общество взаимопомощи приказчиков». Это преобразование также прошло под руководством М. О. Курского. Приказ- чичья масса отнеслась очень активно к этой перестройке общества. В Народ- ном Доме происходили шумные собрания по этому вопросу. Мне они хорошо помнятся, так как мне на них пришлось секретарствовать. Раздавались и чисто революционные речи (И. Л. Симанин). Многое из протоколов пришлось потом тщательным образом вымарывать во избежание неприятных полицей- ских последствий. собой во прос относительно имеющегося быть в г. Б а р н а у ле Народного Дома, нахо- дящегося под покровительством Общества Попечения о народном образовании, э т от Народный Дом имеет в себе театр, служит поддержкой доходов на пользу Общества, в нем народные чтения для просвещения народа и собрания общества, все это шло н а пользубщества; в настоящее время э т от Дом оказался совсем не тем, которому он должен служить, в нем стали собираться люди те, которые и д ут путем совсем другим и опровергают, как то: «Бога нет», «Государя не надо», находящийся там партрет Государя был брошен в нехорошее место (ватер-клозет) и выходит же из этого Народного Дома большого и малого людей с красными флагами с надписью «Ресбублика», «Долой Манархию» и пели разные марсельезы около храмов и про- возглашали. что Бог устарел, Николай «наш царь» с ума сошел, Ой дубинушка ах- нем и да здравствует свобода. Но мы сознаем слова правды, свободы, которые нам батюшка царь в 17 день октября мес. с. г. дал нам не к тому, чтобы позорить e fo имя, мы. как верноподданные ему и веруем в Бога, не можем противу э т их наглостей успокоить сердца свои и вносить таких позорищь против бога и нашего батюшки царя, в каковой Народный Дом собирается э т от нехороший люд и внушает нехоро- 1 шие мысли в народе и малолетним детям, а потому составили сей приговор в том, i что мы единогласно желаем прикратить э т от Народный Дом, дабы в него не соби- * рались те люди, которые идут против Бога и Царя, а мы желаем, чтобы этот дом щ перешел в Городское Общественное Правление и носил и другое название, а по- тому, с посылкою этого приговора, просим господина Барнаульского Исправника не допускать в э т от дом никаких сборищь и собраний, или вернее закрыть его совсем, впредь до перехода этого города в ведение этого города, если же Исправник сам не вправе сделать, то просим приговор немедленно представить г. Томск Губернатору,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2