Сибирские огни, 1925, № 4 — 5
решено было пользоваться этой связью и подчиняться руководству этой пар- тии. Возражений против партийной программы (разумеется, принималась во внимание, главным образом, программа минимум) и тактики по существу не было. Больших практических результатов это собрание, не дало. Отдельные участники его оформили свою связь с партией. Для большинства же оказалось невозможным поддерживать прямую связь с партией, не состоя в ней и не подчиняясь ее дисциплине. Это не. соответствовало и основным правилам кон- спирации. Строительство революционной социал-демократической организации фактически прошло мимо этих «стариков». Зато к нам примыкала более молодая интеллигенция из среды топогра- фов Алтайского округа, учителей и т. д.. необремененная слишком старыми традициями. Она воспитывалась на нашей новой марксистской литературе на Плеханове и Ленине. III. В рабочих к р ужк а х. Революционные кружки в Барнауле в рабочей среде начали организовы- ваться в очень давнюю пору. Частью это были кружки смешанного состава, из рабочих и интеллигентов. Их участники передают, что первые попытки орга- низации таких кружков можн® проследить с 1895 года. Последние годы перед революцией 1905 года революционной интеллигенцией широко была исполь- зована работа двух или трех воскресных школ, организованных «Обществом попечения о началШбм'""о5р'азовании». Партийная социал-демократическая организация была оформлена только летом 1905 года. У" З т ом^ времени в ря- дах крайне отсталого барнаульского пролетариата был уже небольшой кадр более соэнательных-лёведовых рабочих. НОШвавших и в воскресных школах, и отчасти затронутых подпольнШТфуЖ ковой работой. На них то и могла опереться социал-демократическая организация при первых попытках сбли- жения с рабочей массой. Этот революционный актив, близкий рабочей среде, сам по себе не был чисто пролетарским. В его среде было не мало мелких ремесленников. А это, наряду с общей отсталостью барнаульского пролетариата, создавало благо - приятнунх.обехацовку для мелкобуржуазных уклонов » революционном движе- нии и в революциошшЗГШСТр^^ Большим влиянием в рабочей среде пользовался сапожник Николай Тро- фимович Изюмченко. В Сибирь он был сослан за отказ от отбывания воин- ской повинности. Свой отказ он мотивировал чисто нравственны-/и побужде- ниями. Его называли последователем Л. Н. Толстого, хотя сам он и отрицал это. Во всяком случае, в его суждениях было очень много сбщего с нравствен- ным учением Толстого. Он считал себя религиозным человеком, но с резкой нетерпимостью относился к религиозной обрядности, к поповским «капищам . В то же время он был неутомимым проповедником социализма. Познакомив- шись ближе с марксистским учением о классовой борьбе, он примкнул к бар- наульской социал-демократической организации, учитывая руководящую роль пролетариата в революции и возможность его близкой -победы. В то же время он не оставлял и своей проповеди нравственного самоусовершенствования и никогда не был социал-демократом в полном смысле этого слова. Забегая вперед, скажу, что после того 1 , как революционным, под'емом 1905-06 годов наступила полоса упадка, Изюмченко окончательно отошел от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2