Сибирские огни, 1925, № 4 — 5

и оно решило послать забастовавшим товарищам телеграмму следующего со- держания: «Собрание рабочих и служащих мастерских, депо и разных служб ст. Омск выражает своим товарищам-рабочим забастовавших дорог свое полное сочувствие и заявляет свою полную готовность поддержать их своей забастовкой, как только окончится перевозка войск с Дальнего Востока». Заключительным аккордом этого митинга был призыв к рабочим «орга- низовываться под красным флагом социал-демократической рабочей партии», что также было встречено общим сочувствием. В связи с начавшейся забастовкой на митинге жел.-дорожных рабочих от 12-го декабря было решено прекратить пассажирское движение и провоз купеческих грузов, а освободившиеся вследствие этого вагоны употребить для перевозки войск с Д. Востока («Ст. Край», 14 декабря). Как результат организованного выступления железнодорожников, сле- дует отметить сообщение об обратном приеме (администрацией жел. дороги) на работу и службу всех, пострадавших прежде за политические убеждения, при чем требование об этом исходило от делегатского с'езда рабочих и служа- щих Сибирской дороги, происходившее в Томске. Приведенными выше сообщениями и исчерпывается по существу все то, что происходил:' среди омского пролетариата за период времени октябрь-де- кабрь 1905-го года и что по крайней мере нашло себе отражение в печати. Ра- бочий класс за этот, сравнительно небольшой промежуток времени' проходил серьезную политическую школу и, надо кстати сказать, при самых неблаго- приятных условиях... Морально с рабочим пролетариатом была часть солдат гарнизона и учащаяся молодежь. Поведение учащейся молодежи заслуживает быть отмеченным, особен- но в связи с закрытием гимназий в декабре месяце, что явилось злобой дня для жизни всего города. По поводу внезапного закрытия мужской гимназии дирек- тор гимназии на многолюдном! собрании от 13-го декабря, выясняя причины закрытия, инкриминировал учащимся следующие преступления: «Учащиеся, по его словак, обвиняются: 1) в насильственных действиях по захвату здания мужской гимназии для устройства в нем митингов с участием рабочих; 2) в пении во время классных занятий несен революционного харак- тера; 3) в недопущении в домовой при гимназии церкви богослужений; 4) в произнесении на митинге речей политического характера; 5) во влиянии на учеников младших классов в смысле разлагающем, следствием чего не замед- лило явиться разбрасывание, учениками игрушечных пистолетов, которые треском своим наводят на публику ужас, подобный тому, какой получался на полях Манчжурии от разрыва японских шимоз, и, наконец, 6) в порче казен- ного имущества. Одним словом,—заключает директор,—учащиеся определен- но стремились создать в стенах храма науки пылающий костер революции» («Ст. Край» 18-го декабря 1905-го года). Из доклада директора ясно, что причиной закрытия гимназии было про- никновение «вредной революционной заразы» в среду учащихся и выявленное последними сочувствие рабочему классу в его борьбе за освобождение. Полоса последовавших событий в 1906-м году резко повернула весь ход борьбы, весь бурный шквал 1905-го гбда в обратную сторону: прилив сменил- ся отливом, и молодым борцам—кормчим и рядовым матросам революции пришлось потерпеть серьезную аварию в борьбе с противодействующей вол- ной тогда еще властного царизма...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2