Сибирские огни, 1925, № 4 — 5

волюцио иного движения для всего омского пролетариата. На каждом шагу здесь чувствуется не толыда известный революционный под'ем, растущий не по дням, а по часам, но и вполне сознательная организованность, чисто товарищеская спайка и т. д. В противовес этому правящие органы вместе с черной сотней стремились устраивать всякие .козни с тем, чтобы с корнем вырвать и ликви- дировать эту угрожающую для них опасность. С какими препятствиями приходилось бороться омским железнодорож- никам, можно видеть из извещения «К солдатам от имени рабочих омских ма- стерских и депо», которое было опубликовано 2-го декабря. «На-днях рабочими и служащими мастерских и депо была получена телеграмма Харбин-Томск, в которой сообщается, что газета начальника тыла Манчжурской армии «Восточный Вестник» убеждает солдат в том. что армия не отправляется на родину из-за забастовки рабочих на жел. дорогах. '27-го ноября была вновь полу- чена телеграмма из г. Томска, что кто-то распространяет среди солдат, квартирую- щих в городе, слух, что солдат не отправляют на родину тоже из-за забастовки. Возму- щенные этой наглой клеветой на железнодорожных рабочих, очевидно, с целью возбудить вражду со стороны солдат к их -[оварищам-рабочим и отвлечь ихнее внимание от истинной причины невозвращения на родину, мы заявляем, что это клевета на рабочих. Рядом постановлений.железнодорожные рабочие решили даже в случае забастовки обязательно перевозить на родину солдат и офицеров. Мы пони- маем желание товарищей-солдат скорее вернуться на родину, по которой они годами томились, и мы всеми силами поможем им скорее вернуться домой». Об'явление скреплено было подписью: «Рабочие железнодорожных ма- стерских и депо. Председатель общего собрания—Байман». В связи с этой чисто провокационной попыткой натравить солдат на ра- бочих, 28-го и 30-го ноября состоялось общее многолюдное собрание, в кото- ром обсуждалось воззвание к солдатам, приведенное выше. Попутно с этим сле- дует отметить характерное выступление одного, обер-кондуктора, который «просил принять кондукторов в свою среду и забыть позорный для них день 21-го октября, когда они избивали всех, подозреваемых в соучастии в борьбе за свободу». Он говорил, что «и они поняли теперь, что у них есть общий враг—угнетатель, и что им тяжело было жить эти 11/2 месяца, когда они, из боязни потерять место, прятались от рабочих» («Степн. Край», 3-го декабря). По рассказам) старожил-очевидцев, «власть имущие» сделали попытку спровоцировать к погрому переселенцев. На .вопрос переселенцев.—почему их не везут дальше,—начальник службы движения ответил, что виноваты рабочие мастерских. Узнав об этом, переселенцы (их было несколько эшелонов) схва- тили камни и пошли разгонять рабочее собрание, при чем им помогали те же- лезнодорожники, которые были настроены против забастовки и революции. Произошла схватка, во время которой несколько рабочих было убито. Особенного внимания и интереса заслуживает митинг, созванный 7-го де- кабря, в день объявления всероссийской железнодорожной забастовки. Этот митинг, в помещении железнодорожных мастерских, собрал свыше 2000 рабо- чих и служащих. Выступавшими ораторами были в первую очередь делегаты сибирского железнодорожного с'езда, которые раз'яснили вопросы о необхо- димости образования профессионального железнодорожного союза и о введе- нии революционным путем 8-ми часового рабочего дня (последнее было приня- то тут же большинством голосов). В средине митинга председатель огласил толь- ко что полученную телеграмму от Совета рабочих депутатов, извещавшую о том, что с 6-го декабря назначена всеобщая железнодорожная забастовка, при чем сибирской дороге предлагалось временно воздержаться от забастовки для того, чтобы перевезти с Дальнего Востока находившиеся там. войска. Известие о . начавшейся забастовке подействовало на собрание воодушевляющим образом,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2