Сибирские огни, 1925, № 4 — 5

и длительной, с новыми народившимися препятствиями,—борьбы, сопровож- давшейся потерями и жертвами, то, естественно, около красного знамени осталась сравнительно небольшая количеством, но сильная качеством, труп па людей, на долю которой выпали все неизбежные печальные последствия этой борьбы, как-то: увольнения, штрафы, аресты и т. д. К этой группе р первую очередь следует отнести железнодорожных рабочих, рабочих отдель- ных немногочисленных заводов и фабрик г. Омска, а затем и мелких служа- щих правительственных и частных учреждений. Забастовка железнодорожников и части рабочих городских предприятий. Омский пролетариат в памятные дни 1905-го года держался на своих позициях подлинной пролетарской борьб"ьТ"В5в1?льшГТтои"ко и долго. Самый процесс хода событий настойчиво, властно подсказывал "сознанию борющих- ся необходимость сплоченности и единения, необходимость открытых высту- плений—стачек для удовлетворения известных требований как политическо го, так и экономического характера. И, действительно, ноябрь и декабрь^ ме- сяцы прошли в организации ^рофеса^н^льных союзов и различных забасто- вок, вспыхивавших в разных местах. / В первую очередь заслуживает внимания поведение железнодорожных рабочих в период первой забастовки. Забастовка железнодорожников проте- кала весьма организованно: В мастерских были ячейки разных политических партий и имелась своя боевая дружина. Забастовке предшествовало" собра-' ние, на котором был зачитан царский манифест о «свободах». Присутству- ющие разбились на две группы. Одни были вполне удовлетворены манифестом и предлагали послать приветственные телеграммы правительству; другие, на- оборот, кричали: «Долой самодержавие!». Первые, естественно, ггояли ?а мер- ный порядок вещей, а вторые настаивали на немедленной забастовке. Верх взяли последние, началась забастовка. Не мало было проявлено попыток сор- вать забастовку, но штрейкбрехеров выгнали из цехов, принудив их подчинить- ся общему постановлению. На другой день забастовала вся- дорога. Бастующие не ограничились прекращением работ:'они остудили паровозы и даже сня- ли с работ рабочих говодских^предприятий. В противовес им реакционно на- строенные кондуктора, старшие мастера, смазчики, опираясь на администра- цию, организовывались в черные сотни, устраивали избиения революционно настроенных рабочих и готовили погром в широком масштабе. Газетная заметка под заглавием: «Из железнодорожного мира» пред- ставляет положение вещей среди железнодорожных рабочих в таком виде: Общая забастовка всех служащих и рабочих на российских железных дорогах не осталась без ответа и в Омских главных жел.-дорожных мастерских. 19 октября рабочие забастовали и на имя министра путей сообщения послали петицию, в кото- рой пред'явили целый ряд требований чисто-экономического характера (о 8-ми часо- вом рабочем дне, об увеличении заработной платы на 50 процентов, об устройстве квартир и т . п), при чем ответ поставили в связь с дальнейшими своими действиями. Здесь не безынтересно отметить ту подробность, что половина рабочих (главным образом, старших по годам, которые материально обеспечены и которым в силу этого чужды интересы пролетариата) была против забастовки, против того, чтобы поддержать угнетенный бесправием и эксплоатацией родственный им рабочий класс. Но. однако, убеждения и нечто гсроде механической обструкции сделали свое дело: работу прекратили и об'явили забастовку. В самый день объявления забастовки рабочими был получен высочайший манифест, который вызвал в публике раздвоение. Одни остались довольны дарованной государем милостью, а другие же недовольны. Одни стали устраивать демонстрации и митинги протеста против опубликований манифестом милости, другие же устраивали патриотические манифестации и из- биения противников. Точно такая же картина раздвоения получилась и средй

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2