Сибирские огни, 1925, № 4 — 5

обсуждения, не считая возможным обращаться к жандармам*). На этом же собрании по просьбе солдат было разрешено отправить на запад три их эше- лона, возвращающихся с Дальнего Востока. Характерный штрих: начальник движения Голубин заявил тогда, что для этого необходимо послать в Боготол телеграмму от имени народа, на что «народ» тут же дал свое Согласие («Бюл- летень» № 9). Насколько единодушно протекала октябрьская стачка на железной дороге, можно судить, например, по тому, что когда один рабочий выступил из собрания 22-го октября с предложением приступить к работам, пред'явив экономические требования, его призыв не встретил ничьей поддержки. Лишь на следующий день на собрании 23 октября, после того, к ак было получено сообщение о восстановлении движения на линии сибирских железных дорог, решено было прекратить забастовку. Движение поездов было восстановлено в тот же день, работу в мастер- ских решили начать со следующего дня, так как 23-е октября приходилось на воскресенье. На собрании 23-го октября, прекращая забастовку, рабочие одновремен- но с этим приняли ряд важных решений, намечающих линию поведения на ближайшее время: «Ввиду окончания забастовки было решено пригласить всех начальников служб железной дороги и тех, кого только можно из частных хозяев для за- явления им о решении всех рабочих установить всюду захватом восьмичасо- вой рабочий день, о том, что рабочими будут выбраны особые комиссии для ведения всего внутреннего распорядка, как, например: увольнение и прием ра- бочих, установление расценок и заработной платы. Некоторые из хозяев со- глашались признать право рабочих; начальники мастерских и депо и заведую- щий монопольным окладом заявили, что они не могут признать этого права за рабочими, пока не получат о том инструкции от высшего начальства». «Собрание было закончено речью председателя о выигранной победе с указанием, что борьба наша не кончается, а, наоборот, теперь начинается ожесточенная борьба с капиталистами. После пения революционных песен, рабочие разошлись». Так кончилась в Красноярске октябрьская всеобщая стачка, продолжав- шаяся в железнодорожных мастерских 11 дней—с 13 по 23 о к т я б р я . ^^ II. Захватное право. С окончанием октябрьской всеобщей забастовки начинается новый этап в развитии революционного движения. Более резко выявляются классовые про- тиворечия, идет усиленная кристаллизация политических партий, организу- ются профессиональные союзы, массы, главным образом, рабочие, ведут борьбу за закрепление и дальнейшее расширение завоеваний октябрьской стачки, осуществляя «захватным» путем восьмичасовой рабочий день, сво- боду собраний, союзов и т. д. Этот период охватывает конец октября и ноябрь. Захват «прав» ведет к резким конфликтам с правительством. Револю- ционные массы, иногда сами того не замечая, начинают бороться за политиче- *) Э т от факт указывает на то, что железнодорожный батальон в это время еще не вышел из повиновения своему начальству и стоит в противоречии с высту- плением жел.-дор. батальона в з ащи ту осажденных в Народном доме, если придавать этому выступлению характер бунта и прямого неповиновения начальству.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2