Сибирские огни, 1925, № 3
Ло эти статуи оказались на редкость неинтересными. Гипсовые Венеры, Юпитеры и Меркурии, огромные, выше человеческо го роста, сбычно ученические модели. Целое сонмище древних богов и богинь, видимо, эвакуированных убе гавшими белогвардейцами вместе с каким-нибудь училищем рисования или мастерской школьных пособий. Было их Дв 50 шгук, и я с утра, на трамотовых лошадях, возил эту тяжесть в музей. В перегрузке живейшее участие принимали прохожие. Ка кие-то красноармейцы, славные, веселые ребята, помогали iv.we втаскивать статуи в двери. Большинство же зевак обменивалось замечаниями по пово ду легких костюмов богинь, а кто-то ухитрился всунуть Тритону, вместо от битого рога, в который тот трубил, бутылку, придав, таким образом,, клас сической группе несколько отечественный колорит. В конце-концов, мы за громоздили этим хламом всю свою кладовую, уставили вестибюль и три по следние статуи разместили вверху, в картинной галлерее. Художник Сережа, пылкий энтузиаст, веселый озорник и богема, при щурил глаз: — Интересно что-то скажет, почтеннейший Юрий Васильевич, об этом Пантеоне?.. Юрий Васильевич Букин — наш старый маэстро и ученый руководи тель. Всю жизнь он провел среди искусства, в Эрмитажах и Луврах Европы, и от этих времен, может быть, сохранил особый медовый и пряный аромат дорогого табака, исходивший от его седых усов и бороды. — Д-да,—покачал я головой, набивая трубку китайской махоркой,— история будет! Но Букин уже входил-. В рваном заплатанном пальтишке, с торчавшей ватой, с палкой в руке, строгий старик. Как воспитанный человек, вежливо, но слегка подозрительно1, поздоровался с нами, пробормотал о холоде и рас стегнул воротник. Мы ждали. Даже татарченок, уборщик, и тот ожидал. Бу кин тронул довольно бесцеремонно палкой спину ближайшей нимфы, потом нагнулся, заинтересовался. — И много этого сокровища навезли? Я ответил. Букин покачал головой. — Твори, Господи, волю твою! Только как-нибудь, знаете, по шко дам бы распихать... —■Что вы, что ву, Юрий Васильевич,—замахал руками Сережа,—Гу- боно распорядилось у нас все это сконцентрировать... — Концентраторы...—отчеканил Букин и вдруг заметил: — А знаете, вся эта дрянь может иметь и некоторый интерес. Отку да она? , — Сам Трамот не знает,—ответил я. — А я знаю,—сказал Букин. — Это из М, тысячи за две верст отсю да. Был там некто Корицкий Пал Палович. Большой миллионер, любитель искусства и антиквар. Потом он раззорился и стал маниаком. Собирал он, например, коллекцию замков—чорт знает для чего! А последней его причу дой были статуи. Так как мраморные и оригинальные были eiv*v недоступны, то он заказывал и всюду скупал дешевые, гипсовые кории. И накопил их уйму. Года четыре тому назад я был в его дворце и видел. Но у него попада лись и подлинно драгоценные вещи. Помню одну ассирийскую рукопись,—за нее Британский музей предлагал ему громадные деньги. Корицкий не продал.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2