Сибирские огни, 1925, № 3

«Сибирская Живая Старина»—сбор­ ник статей по общему краеведению и этно­ графии. Вып. 'II—IV. изд. ВСОРГО под ред. М. К. Азаровского и Г. С. Виноградова. Ирк. 1925 год. Стр 504. Этот солидный сборник, выходящий уже двойным 3—4 выпуском, представляет собою поучительный пример того, как при настойчивости, уменьи и доброй воле ру­ ководителей можно при самых неблаго­ приятных материальных условиях, не за­ трачивая общественных средств, выбросить на книжный рынок и обогатить краевед­ ческую литературу ценной книгой. У «Сибирской Живой Старины» есть уже некоторое почетное прошлое: вто­ рой сборник, вышедший в прошлом году, трижды удостоился почетного выделения компетентными учреждениями: он полу­ чил почетные отзывы Центр. Бюро Крае­ ведения сначала в Москве, а затем в Ленин­ граде и, кроме того, его отметил, как бле­ стящее достижение ВСОРГО, Краеведче­ ский С‘езд. Пожалуй, что из всех выпусков сбор­ ника настоящий более прежних оправды­ вает свое название- «Живая Старина» Статьи Вс. Малаховского («Советское вино- градье») и Н. Хандзинского («Покойнишний вой» по Ленине) обнаруживают, как старые и, казалось бы, отжившие формы народно­ го миросозерцания и народного творче­ ства, способны еще откликаться и органи­ чески сливаться с зовами самой жгучей со­ временности. Особенно интересна статья Н. Хандзинского. Со слов деревенской де­ вушки из Иркутской губ., ему удалось за­ писать не более, не менее, как причитание по Ленине. Сложено оно было на посиден- ках. как только известие о смерти Влади­ мира Ильича дошло до деревни. Далее, из старого рецензируемого сбор­ ника следует прежде всего отметить пре­ восходный очерк Г. С. Виноградова «Дет­ ская сатирическая лирика. Вопросы детской этнографии не нашли еще полного выражения в* нашей научной литературе. Многие исследователи видят в детской этнографии только сколок с быта взрослых—и только. Поэтому-то эта от­ расль жизни не привлекала большого вни­ мания. Интересовали только отдельные мо­ менты: игры, песенки и т. д. Г. С. Виноградов берет вопрос во всем об'еме. Он утверждает резкое различие и обособленность детского быта от жизни взрослых, и соответственно этому возни­ кает ряд специальных вопросов, которые и об'единяются термином «Детская Этно­ графия». Сюда входят: и детское обычное право, и детский народный календарь, и детская наука, и детский фольклер. Послед­ нему и посвящается названный очерк Ви­ ноградова. Исследователь настаивает на необходи­ мости установить в ряду общефольклер- ных изучений и место для детского сло­ весного творчества. Последнее особенно важно методологически, т. к. в нем мы имеем дело с наиболее простыми, оголен­ ными формами и приемами творчества в слове, поддающимися непосредственно на­ блюдению во всех стадиях его развития. В «детский фольклер» входят жеребьев­ ки, считалки, скороговорки, рацейки. тек­ сты славления, песенки заговорного харак­ тера, дразнилки, издевки, рифмованные прозвища и т. п. Последние три отдела редко привлека­ ли внимание этнографов. Г. С. Виногра­ дов не только внимательно и бережно разы­ скивал, собирал и записывал их, но под­ верг в этой статье обстоятельному обсле­ дованию как со стороны этнографически- бытовой, так и чисто словесной. Можно смело утверждать, что этой работой за ­ ложен фундамент для будущих исследова­ ний в области поэтики детского творчест­ ва, работ, которых почти нет не только у нас, но и на западе. Из прочих статей нужно также выде­ лить очерк Н. Н. Кузьмина «К вопросу о ' времени расселения бурят около Байкала». На протяжении 20 страничек уложи­ лось ценное исследование, по новому на­ мечающее решение вопроса о происхожде­ нии бурятского народа. Гипотеза автора формулируется следующ. образом: „Бурятский народ сформировался, как культурно-национальное целое, в Прибайкалье. Племена, составившие ос­ нову бурятской народности и основав­ шие занятые ими страны, не могли явить­ ся в последние позднее 'XIV "века; с другой стороны, нет исторических данных, кото­ рые бы уполномочивали бы нас относить эти переселения к эпохе, предшествовавшей Чингисхану, и даже ко времени последне­ го из его ближайших преемников. Всего вероятнее, что это переселе­ ние произошло в первой половине X W века. Начало его с первыми, может быть, неудачными разведочными попытками мож­ но отодвигать на полстолетия раньше. Работа Н. Н. Кузьмина имеет значи­ тельное методологическое значение, т. к. основным материалом для построений ав­ тора являются родословные сказания бу­ рят, которыми он умепо пользуется, все время сопоставляя их с литературными монгольскими и китайскими источниками. Об интересной и своевременной работе М. Азадовского «Ник. Бестужев-Этнограф», помещенной в предлежащем выпуске и вы­ шедшей недавно отдельным изданием, бы­ ла уже дана рецензия в «Сиб. Огнях» (кн. I, 1925 г.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2