Сибирские огни, 1925, № 3
«Сибирская Живая Старина»—сбор ник статей по общему краеведению и этно графии. Вып. 'II—IV. изд. ВСОРГО под ред. М. К. Азаровского и Г. С. Виноградова. Ирк. 1925 год. Стр 504. Этот солидный сборник, выходящий уже двойным 3—4 выпуском, представляет собою поучительный пример того, как при настойчивости, уменьи и доброй воле ру ководителей можно при самых неблаго приятных материальных условиях, не за трачивая общественных средств, выбросить на книжный рынок и обогатить краевед ческую литературу ценной книгой. У «Сибирской Живой Старины» есть уже некоторое почетное прошлое: вто рой сборник, вышедший в прошлом году, трижды удостоился почетного выделения компетентными учреждениями: он полу чил почетные отзывы Центр. Бюро Крае ведения сначала в Москве, а затем в Ленин граде и, кроме того, его отметил, как бле стящее достижение ВСОРГО, Краеведче ский С‘езд. Пожалуй, что из всех выпусков сбор ника настоящий более прежних оправды вает свое название- «Живая Старина» Статьи Вс. Малаховского («Советское вино- градье») и Н. Хандзинского («Покойнишний вой» по Ленине) обнаруживают, как старые и, казалось бы, отжившие формы народно го миросозерцания и народного творче ства, способны еще откликаться и органи чески сливаться с зовами самой жгучей со временности. Особенно интересна статья Н. Хандзинского. Со слов деревенской де вушки из Иркутской губ., ему удалось за писать не более, не менее, как причитание по Ленине. Сложено оно было на посиден- ках. как только известие о смерти Влади мира Ильича дошло до деревни. Далее, из старого рецензируемого сбор ника следует прежде всего отметить пре восходный очерк Г. С. Виноградова «Дет ская сатирическая лирика. Вопросы детской этнографии не нашли еще полного выражения в* нашей научной литературе. Многие исследователи видят в детской этнографии только сколок с быта взрослых—и только. Поэтому-то эта от расль жизни не привлекала большого вни мания. Интересовали только отдельные мо менты: игры, песенки и т. д. Г. С. Виноградов берет вопрос во всем об'еме. Он утверждает резкое различие и обособленность детского быта от жизни взрослых, и соответственно этому возни кает ряд специальных вопросов, которые и об'единяются термином «Детская Этно графия». Сюда входят: и детское обычное право, и детский народный календарь, и детская наука, и детский фольклер. Послед нему и посвящается названный очерк Ви ноградова. Исследователь настаивает на необходи мости установить в ряду общефольклер- ных изучений и место для детского сло весного творчества. Последнее особенно важно методологически, т. к. в нем мы имеем дело с наиболее простыми, оголен ными формами и приемами творчества в слове, поддающимися непосредственно на блюдению во всех стадиях его развития. В «детский фольклер» входят жеребьев ки, считалки, скороговорки, рацейки. тек сты славления, песенки заговорного харак тера, дразнилки, издевки, рифмованные прозвища и т. п. Последние три отдела редко привлека ли внимание этнографов. Г. С. Виногра дов не только внимательно и бережно разы скивал, собирал и записывал их, но под верг в этой статье обстоятельному обсле дованию как со стороны этнографически- бытовой, так и чисто словесной. Можно смело утверждать, что этой работой за ложен фундамент для будущих исследова ний в области поэтики детского творчест ва, работ, которых почти нет не только у нас, но и на западе. Из прочих статей нужно также выде лить очерк Н. Н. Кузьмина «К вопросу о ' времени расселения бурят около Байкала». На протяжении 20 страничек уложи лось ценное исследование, по новому на мечающее решение вопроса о происхожде нии бурятского народа. Гипотеза автора формулируется следующ. образом: „Бурятский народ сформировался, как культурно-национальное целое, в Прибайкалье. Племена, составившие ос нову бурятской народности и основав шие занятые ими страны, не могли явить ся в последние позднее 'XIV "века; с другой стороны, нет исторических данных, кото рые бы уполномочивали бы нас относить эти переселения к эпохе, предшествовавшей Чингисхану, и даже ко времени последне го из его ближайших преемников. Всего вероятнее, что это переселе ние произошло в первой половине X W века. Начало его с первыми, может быть, неудачными разведочными попытками мож но отодвигать на полстолетия раньше. Работа Н. Н. Кузьмина имеет значи тельное методологическое значение, т. к. основным материалом для построений ав тора являются родословные сказания бу рят, которыми он умепо пользуется, все время сопоставляя их с литературными монгольскими и китайскими источниками. Об интересной и своевременной работе М. Азадовского «Ник. Бестужев-Этнограф», помещенной в предлежащем выпуске и вы шедшей недавно отдельным изданием, бы ла уже дана рецензия в «Сиб. Огнях» (кн. I, 1925 г.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2