Сибирские огни, 1925, № 3

И надо сказать, взятый курс был пра­ вилен, и журнал его выдерживает до по­ следнего номера. Но обратимся непосредственно к са­ мому журналу. Возьмем беллетристический отдел. Перед читателем проходят следую­ щие писатели со своими произведениями: № 1—Кондр. Урманов.—«В последний час»; М. Кравков-«Медвежья шкура». В № 2—Вивиан Итин --«Ананасы под бере­ зой»—отрывок из романа «Конец страха»; К. Паустовский—«Фрэм ап»—рассказ из морской жизни. В<№ 3—М. Ашаров «Кон- пас»—рассказ из таежной жизни; Г. Пуш- карев—«Погань». В № 4—рассказ Ис.Гольд- берга-«Панкратьевы скитания» и в №5-6 рассказы Гл. Пушкарева—«Кедрачи» и С. Савельева.—«В дебрях». Говорить о каждом произведении в отдельности не позволяет место, в общем- же можно сказать, что беллетристический отдел «Сибири» не уступает ни «Прожек­ тору, ни «Красной Ниве». Все рассказы (за малым исключением) на сибирские темы, отображают ту недавнюю эпоху борьбы с колчаковцами, которую суждено только сибирякам зарисовать в литературе. Из поэтов в журнале выступили: Ви­ виан Итин, М. Скуратов, Г. Вяткин, Л. Мартынов. А. Оленич-Гнененко. Н. Изон- ги. А. Пиотровский, Р. Фраерман, В. Каменский, Ив. Молчанов, А. Козлов. А. Шеренгин, К. Беседкин. И. Уткин, Г. Павлов, Вл. Заводчиков, П. Драверт и многие из молодежи. Из статей о былом надо отметить А. Абова—«Отклики на 9-е января в Си­ бири» (№ 1) и интересную статью В. Вег- мана-«Сибирская Областная организация РКП. (б) при Колчаке» (№ 4): «Ленинский расстрел»—Д. Н. (№ 3 «Ленин в ссылке» И. Лабенского (№ 3). Не менее важное значение имеют статьи Б. Васильева -<Северный морской путь», С. Рыбина -«Народы крайнего севера Зап. Сибири» (N« 2) и «Карское море и его льды» (№ 3), С. Журавлева—«Чуйский тракт» (№ 4), С. Сандар—«Алдан» (№ 1), ряд ста­ тей о курортах Сибири и пр. В журнале отведена целая страница «Шахматам», редактируемым П. И. Кома­ ровым. Отдел этот ведется интересно, так как много корреспонденций с мест. В каждом номере журнала давалось более 100 фотографий на разные темы. В № 2 отведена страница творчеству старого сибирского художника Г. Гурки- ка, в №—3 творчеству скульптора С. Р. На- дольского. В № 5-6 посвящена целая стра­ ница работам художника-алтайца Н. Че- валкова. Журнал откликался на всевозможные кампании, правда, не всегда своевременно, в силу редкого выхода. Журнал издается на хорошей бумаге, четкий, ясный шрифт. Правда, краска, ко­ торой печатались первые два номера, ни­ куда не годна, но последующие номера не уступают центральным иллюстрированным изданиям. ' К Бурлинский. / И. Гольдберг~«Бабья печаль». Изд. ВСОРГО, Иркутск 1925. Стр. 32. Маленькая книжечка с большим содер­ жанием. Ис. Гольдберг на каких-нибудь 24-25 страницах нарисовал глубокую жен­ скую психологию, выявил просто, крепко трагедию опозоренной, замученной сибир­ ской деревенской женщины. Парунька—деревенская баба, каких тьма, баба, к которой подходят с обычной меркой «волос долг, да ум короток», но эта баба имеет душу, глубокую, чуткую, понимающую чужую жизнь. Эта баба идет, на смерть, эта баба берет винтовку и пар­ тизанит в горах, подкарауливает белые раз'езды и патрули. Она идет бить белых, она ненавидит их, она слепо, чутьем идет на разруше­ ние старого, не видя еще ближайшего бу­ дущего. Она знает одно—старое нужно уни­ чтожить, смести с земли. Старое не мо­ жет быть, и даже, когда она чувствует се­ бя матерью—матерью ребенка, зачатого гадом чехом, она с ужасом думает об этом ребенке и «ждет последнего кровавого кре­ щенья, чтоб утишить безграничную то­ ску».., Парунька—гроза заматерелого быта. Она не уживется больше со старым, она не примирится с тем, что было. Для нее все это—напоминание насилия, обиды че­ ловеку, глумление над человеческим и всему этому должен быть положен конец, все это ожидает последнее «кровавое кре­ щенье». Интересна деталь. Л. Сейфуллина пи­ шет Виринею—эту женщину, для которой нет устоев. Свято то, что признает она. И. Гольдберг в этот же момент пишет свою Паруньку. Оба пишут женщину, по­ трясающую старые устои, старый быт. Два художника в двух концах России учуяли одновременно биение одного пульса нашей жизни. Написана книжка удивительно просто и в то же время ярко. Некоторую скучно- ватость и бескартинность дает первая часть, но она целиком искупается второй частью. Книжка получила премию на конкурсе «Крас­ ной Нивы» и она достойна этого. Книжка издана хорошо, выдержанная яркая обложка. Тираж 2250 экз. Г. П.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2