Сибирские огни, 1925, № 3
И надо сказать, взятый курс был пра вилен, и журнал его выдерживает до по следнего номера. Но обратимся непосредственно к са мому журналу. Возьмем беллетристический отдел. Перед читателем проходят следую щие писатели со своими произведениями: № 1—Кондр. Урманов.—«В последний час»; М. Кравков-«Медвежья шкура». В № 2—Вивиан Итин --«Ананасы под бере зой»—отрывок из романа «Конец страха»; К. Паустовский—«Фрэм ап»—рассказ из морской жизни. В<№ 3—М. Ашаров «Кон- пас»—рассказ из таежной жизни; Г. Пуш- карев—«Погань». В № 4—рассказ Ис.Гольд- берга-«Панкратьевы скитания» и в №5-6 рассказы Гл. Пушкарева—«Кедрачи» и С. Савельева.—«В дебрях». Говорить о каждом произведении в отдельности не позволяет место, в общем- же можно сказать, что беллетристический отдел «Сибири» не уступает ни «Прожек тору, ни «Красной Ниве». Все рассказы (за малым исключением) на сибирские темы, отображают ту недавнюю эпоху борьбы с колчаковцами, которую суждено только сибирякам зарисовать в литературе. Из поэтов в журнале выступили: Ви виан Итин, М. Скуратов, Г. Вяткин, Л. Мартынов. А. Оленич-Гнененко. Н. Изон- ги. А. Пиотровский, Р. Фраерман, В. Каменский, Ив. Молчанов, А. Козлов. А. Шеренгин, К. Беседкин. И. Уткин, Г. Павлов, Вл. Заводчиков, П. Драверт и многие из молодежи. Из статей о былом надо отметить А. Абова—«Отклики на 9-е января в Си бири» (№ 1) и интересную статью В. Вег- мана-«Сибирская Областная организация РКП. (б) при Колчаке» (№ 4): «Ленинский расстрел»—Д. Н. (№ 3 «Ленин в ссылке» И. Лабенского (№ 3). Не менее важное значение имеют статьи Б. Васильева -<Северный морской путь», С. Рыбина -«Народы крайнего севера Зап. Сибири» (N« 2) и «Карское море и его льды» (№ 3), С. Журавлева—«Чуйский тракт» (№ 4), С. Сандар—«Алдан» (№ 1), ряд ста тей о курортах Сибири и пр. В журнале отведена целая страница «Шахматам», редактируемым П. И. Кома ровым. Отдел этот ведется интересно, так как много корреспонденций с мест. В каждом номере журнала давалось более 100 фотографий на разные темы. В № 2 отведена страница творчеству старого сибирского художника Г. Гурки- ка, в №—3 творчеству скульптора С. Р. На- дольского. В № 5-6 посвящена целая стра ница работам художника-алтайца Н. Че- валкова. Журнал откликался на всевозможные кампании, правда, не всегда своевременно, в силу редкого выхода. Журнал издается на хорошей бумаге, четкий, ясный шрифт. Правда, краска, ко торой печатались первые два номера, ни куда не годна, но последующие номера не уступают центральным иллюстрированным изданиям. ' К Бурлинский. / И. Гольдберг~«Бабья печаль». Изд. ВСОРГО, Иркутск 1925. Стр. 32. Маленькая книжечка с большим содер жанием. Ис. Гольдберг на каких-нибудь 24-25 страницах нарисовал глубокую жен скую психологию, выявил просто, крепко трагедию опозоренной, замученной сибир ской деревенской женщины. Парунька—деревенская баба, каких тьма, баба, к которой подходят с обычной меркой «волос долг, да ум короток», но эта баба имеет душу, глубокую, чуткую, понимающую чужую жизнь. Эта баба идет, на смерть, эта баба берет винтовку и пар тизанит в горах, подкарауливает белые раз'езды и патрули. Она идет бить белых, она ненавидит их, она слепо, чутьем идет на разруше ние старого, не видя еще ближайшего бу дущего. Она знает одно—старое нужно уни чтожить, смести с земли. Старое не мо жет быть, и даже, когда она чувствует се бя матерью—матерью ребенка, зачатого гадом чехом, она с ужасом думает об этом ребенке и «ждет последнего кровавого кре щенья, чтоб утишить безграничную то ску».., Парунька—гроза заматерелого быта. Она не уживется больше со старым, она не примирится с тем, что было. Для нее все это—напоминание насилия, обиды че ловеку, глумление над человеческим и всему этому должен быть положен конец, все это ожидает последнее «кровавое кре щенье». Интересна деталь. Л. Сейфуллина пи шет Виринею—эту женщину, для которой нет устоев. Свято то, что признает она. И. Гольдберг в этот же момент пишет свою Паруньку. Оба пишут женщину, по трясающую старые устои, старый быт. Два художника в двух концах России учуяли одновременно биение одного пульса нашей жизни. Написана книжка удивительно просто и в то же время ярко. Некоторую скучно- ватость и бескартинность дает первая часть, но она целиком искупается второй частью. Книжка получила премию на конкурсе «Крас ной Нивы» и она достойна этого. Книжка издана хорошо, выдержанная яркая обложка. Тираж 2250 экз. Г. П.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2